SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Предмет философии в античности. Ранняя классика античной философии. Милетская школа. Пифагореизм. Элейская школа (категория бытия).(+т+с)


Выделяют три периода развития античной философии: первый ? от Фалеса до Аристотеля, второй ? греческую философию в римском мире и, наконец, третий ? неоплатоновскую философию. Первый период развития античной философии был периодом натурфилософии (философское учение о природе). Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. Третий период античной философии ? век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Главным предметом философского исследования в период раннего эллинизма становится субъективный мир личности. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.

Проблемы античной философии:

Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как ?physis? (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: ?Как возник космос??; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Школы античной философии:

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).

Ранняя классика

VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:

Милетская школа

Пифагорейцы

Элеаты

Школа Гераклита

Школа Анаксагора

Атомисты

Софисты

Натурфилософский этап (спор о первоначале). Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит

Из чего происходит наш мир?

Фалес (представитель милетской школы) считал, что первая причина мира - божественная вода. Душа человека состоит из воды, обладающей свойствами разумности и справедливости. Духовное и материальное имеют единое начала и развиваются по единому закону. Ученики Фалеса: Анаксимен, - основа мира должна быть бестелесна, безгранична, этим свойством обладает воздух. Анаксимандр - отходит от понятия о стихии и первоначалом выступает вещество апейрон, которое есть во всем и все из него происходит.

Гераклит (представитель эфесской школы) - первый диалектик, первоначало для него - огонь, которому свойственно: изменчивость, противоречивость, подвижность, переход из одного состояния в другое; огонь разумен и божественен; мир не создан богами, он существовал всегда, т.к. огонь вечен, а существование мира это возгорание и затухание божественного пламени; истинное знание доступно лишь нашему разуму; познание движется от чувственного к рациональному мышлению; душа человека происходит из того же огня что и весь мир.

Пифагорейская школа. Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел. Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.