SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Гегелевское учение о субъективном, объективном и абсолютном духе


Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена

рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда

она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного

духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей свое

отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем

протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное содержание

находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной

формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии

индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии

человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его

духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и

самопознания.

Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология,

феноменология, психология), учения об объективном духе (право,

нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени

самопознания “абсолютной идеи” (искусство, религия, философия).

В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об

отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих

возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о

характере, темпераменте и.т.п. Характеризуя отличие человека от животного,

Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первостепенное

значение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение

этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никаких

оснований для расизма, Гегель тем не менее полагает, что расы и нации

образуют различные ступени самоопределения “абсолютного духа”, ввиду чего

различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы.

Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что

выступление личности против существующих общественных порядков представляет

собой юношеское увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому

возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, “работает в пользу

дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка,

а не в разрушении его...”.