SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Особенности и эволюция прагматизма. Философия Ч.Пирса и инструментализм Дж.Дьюи


Практическое значение возможных следствии относительно объекта мысли и есть полное понимание ее объекта — так определил существо прагматизма его основатель Ч. Пирс. Прагматизм возник в конце XIX в. в США. Время его наибольшего влияния и популярности — первые десятилетия XX в. Ведущие представители прагматизма — Ч. Пирс, У. Джеймс и Д. Дьюи.

ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА отличается многообразием вариантов, объединенных приверженностью к эмпиризму и опыту, толкуемому не столько в плане созерцательного, теоретического отношения к миру, сколько взятому в контексте активной деятельности. Ч. Пирс развивал представление, согласно которому цель процесса познания — устранить сомнения в том или ином положении вещей и достичь уверенности, выражающей себя в определенных правилах действий. Оптимальный способ для этого — применение научного метода, превосходящего качеством все другие. К последним Пирс относил метод слепой приверженности однажды избранному способу действия; метод авторитета, практикующий верность принятому образу мыслей, разделяемому и насаждаемому, как правило, общественными или религиозными организациями; априорный метод, претендующий на согласие с разумом. Но разум одного философа отличается от разума других, и подмена вещей понятиями, принятыми этими философами, становится неизбежной. Априорный метод заключает в себе потенцию иного вида авторитарности. Только научный метод проводит различие между правильным и неправильным образом действия. Для других методов это просто невозможно. Вместе с тем научный метод нельзя рассматривать как непогрешимый.

В трактовке процесса познания и мышления важное место Пирс отводит таким, в сущности, психологическим состояниям, как сомнение, вера и привычка. Он не рассматривал сомнение в качестве методического приема, что было свойственно Р. Декарту. Сомнение, по его мнению, полноценно в качестве не искусственно вызванного, а реального состояния. «Раздражение, причиненное сомнением, вызывает борьбу, направленную на достижение верования. Я буду называть эту борьбу исследованием, хотя следует признать, что это не всегда точное название». Деятельность мысли призвана осуществить переход от реально мотивированного сомнения к твердому верованию, так что все, не относящееся к верованию, не является частью мысли. Верование, согласно Пирсу, обладает тремя свойствами. Оно осознаваемо, оно кладет конец раздражению, вызванному сомнением, и, наконец, оно влечет за собой установление правила действия (привычки). «Мы будем надежно защищены от всех софизмов, если только осознаем, что единственная функция мысли состоит в том, чтобы производить привычки к действию, и что все то, что связано с мыслью, но не имеет отношения к ее цели, есть некий нарост на ней, но не ее часть».

Поскольку сущность верования заключается в установлении привычки, то различные верования отличаются друг от друга теми способами действия, которые они вызывают. «Если верования не различаются в этом отношении, если они кладут конец всяким сомнениям посредством производства одних и тех же правил действия, тогда никакие различия в способе их осознания не могут превратить их в различные верования точно так же, как наигрывание одной и той же мелодии в разных ключах не превращает ее в разные мелодии». Таким образом, осязаемое и практическое — корень всякого различия в мысли.



Фундаментом философии прагматизма можно считать сильный антиабсолютизм: убеждение, что все принципы должны быть расценены скорее как рабочие гипотезы, чем как метафизические обязательные аксиомы. Название прагматическая философия происходит от греческого слова «pragma», что означает «действие». Впервые этот термин был введен Чарльзом Пирсом (1839 – 1914), который заимствовал термин «прагматический» у Канта. Кант в своей работе «Критика необходимости практики», использовал термин «прагматический» чтобы отличить экспериментальную деятельность от деятельности логически независимой от опытов (априорный принцип).



Чарльз Пирс использовал слово прагматизм в работе «Как делать ваши идеи понятными», вышедшей в журнале Популярная Наука в 1878 году, определяя принцип, выдвинутый им, как правило для работы ученых и математиков. Принцип прагматизма, по Ч. Пирсу, состоит в том, что значение любой концепции определяется практическим результатом, который она будет иметь в действии. Определение осталось незамеченным в течение двадцати лет, пока его не использовал Уильям Джемс (1842 – 1910) в своем письме в университет Калифорнии в 1898 году [5].



Кроме Ч. Пирса и У. Джемса классиками прагматизма в США считаются Джон Дьюи (1859 – 1952), Джордж Мид (1863 - 1931). В отличие от западноевропейских, американские прагматисты делали акцент на человеческом обществе, отражая тенденцию к индивидуализму.

Свободный от пережитков прошлого, американский прагматизм предлагает динамичный и независимый подход к вопросам человеческого поведения, социальных ценностей, научного запроса, религиозной веры, и эстетического опыта, которые находятся в центре внимания современной жизни.

Чарльз Пирс считается основателем прагматизма, хотя позже он изменил название этого философского положения на «праматизм». Он развивал это направление как теорию знания подчеркивая, что существует связь между знанием и действием.

Джон Дьюи использовал понятие прагматизма применительно к образованию. Его влияние на образовательную и социальную теорию и получило широкое распространение в американской педагогике. Направление, относящееся к критицизму, в котором Джон Дьюи касался традиционных понятий правды, реализовано в его теории инструментализма, который он определил как «попытку составить точную логическую теорию концепций, суждений и выводов в их различных формах, прежде всего, рассматривая, экспериментальные способы достижения будущих результатов».

Как философ, Д. Дьюи прежде всего известен как продолжатель идей прагматизма У.Джемса. Д. Дьюи вносит в прагматизм два дополнительных фактора: психологический и логический. Это философское направление получило название инструментализма. Подобно У. Джемсу, Д. Дьюи утверждает, что знание – инструмент для понимания целей. Идеи – целенаправленное оружие знания.

Следует подчеркнуть, что в философии Д. Дьюи об образовании, опыт - ключевое слово. Он определял опыт как взаимодействие человека с окружающей средой. С тех пор как жизнь стала зависеть от возможностей решения проблем, образование стало средством, чтобы привить навыки, помогающие найти выход из трудных жизненных ситуаций.

Следует отметить, что в отличие от предшествующих положений идеалистов и реалистов, исследование опыта у Д. Дьюи означало, что человеческие цели и планы могли быть осуществлены только путем их реализации и формулировки выводов по их последствиям. Это применялось также к образовательным программам.

Многие исследователи деятельности Д. Дьюи отмечают сходство философских, психологических и педагогических взглядов У. Джемса и Д. Дьюи. Но, по нашему мнению, работы Д. Дьюи по вопросам педагогики отличались большим знанием американской школы, ее положительных и отрицательных сторон. И, если У. Джемс был психологом и не занимался, как Д. Дьюи, специально проблемами школьного образования, то Д. Дьюи разрабатывал прагматическую философию применительно к педагогике и школьной практике.

В работе «Демократия и образование» [7] Д. Дьюи пишет, что выдвинутая им теория знания может быть названа прагматической. При этом основные положения этой теории мало чем отличаются от философии У. Джемса, а некоторые различия относятся лишь к терминологии.

В отличие от большинства философов того времени, историю общества Д. Дьюи рассматривает с точки зрения психологической деятельности людей, а изменение сознания отдельных людей является для него главным условием общественного развития. По его мнению, отдельные «интеллектуальные вариации» людей в наблюдениях, решениях служат источником социального прогресса.