SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Субъективный идеализм - философское направление, представители к-рого отвергают


правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли

и сознания субъекта. Миром, в к-ром живет и действует субъект, С. и. считает

совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как

минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира.

Проведенный последовательно С. и. приводит к солипсизму. Представители

классической формы С. и. - Беркли, Фихте, Юм; ряд идей С. и. развивал Кант. С.

и. 20 в. имеет много разновидностей, включая разные школы позитивизма (махизм,

операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.),

прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее

экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). У сторонников совр. С. и., и

прежде всего у неопозитивистов, заметна тенденция к устранению резко выраженного

субъективизма, психологизма и релятивизма, характерны попытки найти какие-то

критерии выделения «общезначимых истин». На этом пути нередко стирается ранее

отчетливая грань между идеализмом субъективным и объективным, к-рые

объединяются, напр., в разных течениях неореализма. Совр. С. и. все чаще

выступает под флагом «реализма». Вместе о тем в нем часто усиливаются моменты

иррационализма (особенно в философии экзистенциализма). Теоретико-познавательной

основой С. и. является абсолютизация активности субъекта в познании и

практической деятельности. Диалектический материализм показывает, что такая

активность не является произволом, она не только не противоречит существованию

объективного мира и его законов, независимых от человеческого сознания, а,

напротив, предполагает это существование. Субъективная форма познания не

отрицает объективного его источника и содержания. Более того, сами формы

познания отражают наиболее общие характеристики объективного мира и практики в

нем. Поэтому противопоставление субъективного и объективного допустимо лишь в

рамках осн. вопроса философии.