SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Рационализм


1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость -

логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его

обобщений; они могут быть, почерпнуты только из самого ума либо из понятий,

присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий,

существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает

известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной

всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от

него будто бы не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р.

противоположен эмпиризму, р. возник как попытка объяснить логические особенности

истин математики и математического естествознания. Его представители в 17 в.-

Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в. - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность

Р. - в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного

знания, р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не

знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все

большей и безусловной. Ограниченность Р. была преодолена марксизмом,

рассматривающим познание в единстве о практикой (Познание, Теория и практика),

р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р.

на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр.,

волю к разуму (Спиноза); в эгике - рациональные мотивы и принципы нравственной

деятельности; в эстетике - рациональный (интеллектуальный) характер творчества.

Во всех этих случаях р. означает веру в разум, в очевидность разумного

усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит

иррационализму.

2. В богословии Р. - направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы

веры, какие ум считает согласными с логикой и о доводами разума.

Эмпиризм

Эмпиризм (греч. опыт) - учение в теории познания, считающее чувственный опыт

единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в

опыте и посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус,

Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью

ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир.

Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гобс, Локк, Французский материализм 13 в.)

считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий

внешний мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в

вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны

с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт

разногласия в том, что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из

самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) пол влиянием

рационализма пришли н выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и

всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличении роли

чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в

поэнакии, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.