SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Этика


О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же

смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не

создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности,

как большинство наук, она обусловливается самим фактом общественной жизни.

Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но

присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все

времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась

нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев,

религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествует

познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по

преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное,

сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего

обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей. При

этом моральная телеология неизбежно приводит к философской онтологии: «должное»

выясняется при помощи философского познания «сущего». Несмотря на этот приоритет

морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые

исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже

на почве вполне ясно обозначившейся философской космологии. Если мораль, как

житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в

самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно

констатировать только после Сократа.

Было бы, однако, несправедливо совсем отрицать существование философской этики у

философов досократовского периода. Она несомненно существовала у пифагорейцев, у

Гераклита и Демокрита, если не в виде законченной системы, то как ряд обобщений,

находящихся в логической связи с их метафизическими воззрениями. У них же мы

впервые находим те общие этические принципы, которые были положены в основание

теорий позднейших моралистов.

Пифагорейцы, в согласии со своей метафизикой чисел, ставили такими принципами

гармонию, порядок и меру. На них основывали они как физическое, так и моральное

устройство вселенной. Соответственно этому зло признавалось отсутствием меры,

пороки — нарушением душевной симметрии. Гераклита следует признать

родоначальником этического универсализма. По справедливому мнению Лассаля, вся

этика Гераклита выражается в одной формуле: «преданность всеобщему». Быть

нравственным — значит, для Гераклита, быть причастным единому вселенскому

разуму. Нравственно-должное заключается в исполнении общего закона. Всё

индивидуальное, оторванное от всеобщего, обречено на гибель и разложение.

В воззрениях Демокрита обнаруживается сродство материализма с эвдемонизмом.

Высшим благом, по мнению Демокрита, является счастье. Но истинное и прочное

счастье даётся только духовными радостями. Это мнение даёт основание видеть в

Демокрите провозвестника позднейшего эпикурейства.

Деятельность софистов дала отрицательные результаты для развития этики.

Выставляя своим девизом условность и субъективизм в сфере познания и практики,

софисты отвергли основные этические принципы безусловно-должного или ценного и

превратили нравственное в пригодное или желательное для тех или иных условных

целей. В лучшем случае, мораль их принимала характер тривиального благонравия,

как, например, в известной аллегории Продика «Геркулес на распутье».

Нравственное поведение — это способность личности жить в обществе, среди людей,

устанавливать с ними взаимоотношения в рамках нравственных норм, принятых в

данном обществе.