SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Платон


Теория познания Платона

Платон метафорически разделяет все, доступное познанию, на два рода: видимое и

познаваемое только умом. Отношение между сферами видимого и умопостигаемого

определяет и отношение разных познавательных способностей субъекта. Видимое

делится на два рода - сами предметы и их тени и изображения. К первому роду

относится способность веры (pistis), ко второй - уподобление (eikasia). Под

верой тут имеется в виду вовсе не религиозная вера, а способность обладать

непосредственных опытом. Вместе взятые, эти способности составляют мнение

(doxa). Мнение - не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку

касается изменчивых предметов, существующих в пространстве и времени, а также их

изображений.

К сфере умопостигаемого также относится два рода объектов - это сами идеи вещей

и их умопостигаемые подобия. К первому роду относятся сами идеи, которые для

своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, а есть автономные и

неизменные сущности, доступные только лишь одному чистому интеллекту.

Способность постигать идеи называется разум (noesis). Ко второму роду относятся,

например, математические объекты. Так, согласно мысли Платона, математикам лишь

«снится» бытие,поскольку в своих трудах они используют дискурсивные понятия,

нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность

производить дискурсивные понятия называется рассудок (dianoia). Вместе разум и

рассудок составляют мышление, и лишь оно способно на познание в подлинном смысле

слова, то есть на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как

сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению, а познание к

вере и рассуждение к уподоблению.

Политико-правовое учение Платона

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает

политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных

форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют

два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением

своей идеи, может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен

изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает

круговорот государственных форм, но все они не совершенны, хотя бы потому, что

существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к

обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда

и лежит в основе платоновской утопии.

Платон выделяет четыре формы правления:

Тимократия - власть честолюбцев, яростных духом. Наиболее близкая к идеалу форма

правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением

постоянно воюет. Войны – это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а

богатство – это власть, формируется олигархия.

Олигархия – власть богатых. Но богачи ущемляют чернь, коей всегда большинство, и

она, в свою очередь, захватывает власть.

Демократия – власть черни. Но народ быстро от неё устает, политика превращается

в рутину. Самые видные места занимают «трутни», существующие за счёт бывших

богачей, они изображают из себя защитников народа. Один из них возвышается

больше других…

Тирания – власть подлеца. Один из «трутней», ради сохранения власти изображает

из себя защитника народа. Дабы иметь повод к защите, искоренив богачей, он ведёт

войны, что в конечном итоге вновь приводит к тимократии.

Все не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных

добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца,

строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и

доме). Затем с ростом государства–полиса возникают конфликты с другими

государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса

уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают

наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм – аналогия с

«правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона - это

стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в

обществе, каждый выполняет собственную работу – это справедливо. Неравенство

сословий – это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья

полиса не значит ничего.

Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию, но принципиальной разницы в них

нет: 4 сословия, 5040 граждан и сложнейшая система управления. Важнее

непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть

ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры

физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится

неотъемлемым признаком позитивного закона.