SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Патри?стика(Отцы Церкви )— философия и теология отцов церкви, то есть духовно-


религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви,

стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика

внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и

средневекового общества.

Выделяют римское и греческое направления патристики. Исторически традиционно

проводят следующее деление:

Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам.

Апологетические (защищающие) отцы II в., пытавшиеся, в частности, доказать

совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они

представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100—167, затем

Афинагор, вторая пол. II в.). Ко II в. относится спор с гностиками, на позиции

которых переходит Тациан (вторая пол. II в.). Завершает этот период Тертуллиан.

III в. и нач. IV в. характеризуются первыми попытками систематизации в области

теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его

решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в

тезисе Афанасия (295—378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой — в

отрицании Арием его божественности. В то время как философия Климента

Александрийского была ещё не систематизированной, Ориген, заимствовавший из

греч. философии её понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями

неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см.

Александрийская философия).

В IV в. и нач. V в. христианство впервые начинает исследовать свою историю.

Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Евсевий

Кесарийский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и её догм;

он утверждал, что Платон и вообще греческая философия оказали влияние — через

Ветхий Завет, в частности, — на Моисея. Три великих каппадокийца, находившиеся

под влиянием Платона и Оригена, занимались систематизацией теологии в противовес

арианизму.

С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением

церкви, особенно после её признания в 323 г. императором Константином Великим,

уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После

Илария Пиктавийского, «Афанасия Запада» (310—367), и Амвросия Медиоланского,

«латинского Филона» (340—397), Августин Блаженный ставит на первое место

практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое

посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он

закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как

полагают, боролся Пелагий (см. Пелагианизм).