SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Локк


Главная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в

развитии и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего Локк

выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях.

Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум

новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистая доска),

на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку,

приобретаются из опыта. Отсюда Локк вслед за его предшественников Френсисом

Беконом называют эмпириком.

В самом процессе познания, который всегда начинается из ощущения, Локк отличал

два вида. Первый из них идет от внешнего мира через чувственное восприятие.

Второй - внутренний, идет от анализа накопленного опыта в психике человека.

Последний он называет рефлективным путем познания, в котором человек оперирует

уже наличными в разуме элементами (представлениями, понятиями, идеями,

концепциями). Наряду с этим Локк допускал возможность познание мира благодаря

интуиции, которая как бы в сокращенном виде пробегает оба вида познания и

"внезапно схватывает" (усматривает) истину. Исходя из этого Локк содержание

самих знаний разделял на знания чувственные (сенситивные), которые получены

через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как

высший и наиболее убедительный для человека вид знания.

в . Локк признавал существования только единичных вещей и таким образом стоял на

позициях номинализма. Представления и понятия создаются разумом из тех

элементов, которыми его снабжают чувства. Но сами чувства дают нам адекватное

знание только о первичных качествах предметов и явления: о пространственных,

временных материальных сторонах действительности. Вторичные качестве - горькое и

сладкое, теплое и холодное, острое и тупое, приятное и неприятное и так далее -

субъективны и не всегда отвечают объективному состоянию вещей и явлений.

Следует сказать, что взгляды Локка на религию формировались под значительным

влиянием социнианства, истоки и основы которого были сформированы на землях

Украины среди находившихся здесь протестантов - антитринитариев и кальвинистов.

Локк читал, конспектировал и изучал произведения социниан, находился под

влиянием их отдельных мыслей. К результатам такого влияния можно отнести

формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику ним антропоморфных

представлений о Боге. Сам Локк в его личном отношении к Богу занимал позицию

деизма, будучи одним из видных представителей последнего.