SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Миф как объект философской рефлексии


Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология

состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о

возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии

заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир.

Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и

являются фантастическим, обобщенным отражением природного и социального бытия в

сознании человека родового общества. Основные черты мифологического

мировоззрения сводятся к следующему:

1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих

коллективов.

2. Антропоморфизм (перенос свойств человека на весь окружающий мир).

3. Персонификация (олицетворение природных сил и способов человеческой

деятельности).

4. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует

образами, но не понятиями.

5. Авторитарность (обоснование происходящего через авторитет).

Философия же основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении

к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого

себя как активного деятеля.

Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления.

Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер

реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость

во всех изменениях.

Принципиальная новизна воззрений на мир в Древности требует возврата к

доисторическому мифу. Миф считается исторически первой формой мировоззрения. Он

продукт мировоззренческих и изолированных друг от друга племен. Поэтому

неудивительно, что мир, раскрываемый первобытным мифом, чрезвычайно мал и прост.

В хрестоматийных для современных этнографов австралийских мифах процедура

устройства такого мира описывается: Предки странствовали, совершали разные

деяния. Утомившись в конце пути они превращались в горы, скалы, реки.

первобытный миф рассказывает о том, как предки дали жизнь племени, а также

обеспечили способы ее поддержания: научили охоте…Позже: демографический рост,

усложнение социальной структуры первобытного общества, возникновение городов…

Соответствующие изменения происходили и в мифе, в нем намечалась тенденция к

универсализму. Пространство древнего мифы, в сравнении с первобытным, резко

расширилось и усложнилось, важную роль в нем начал играть космогонический

элемент – повествование о возникновении мира в целом. Если раньше были Боги для

каждого случая, то в последствии пытаются найти нечто универсальное, всемогущее,

всеведущее, бессмертное. Аналогом такого создателя служит материнское лоно.

Следовательно считается, что вначале был матриархат (женщина рожает детей

независимо от мужчин), а потом патриархат.