SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.


Представителей милетской школы называют натурфилософами. Крупнейшими

представителями Милетской ветви являются: Фалес (625-547), его ученики

Анаксимандр (610-540) и Анаксимен (588-525).

Данные мыслители ставили проблемы: Как совместить вечность мира и преходящий

срок жизни вещей, причем вечность мира воспринималась как аксиома, что

противоречило мифологии, в которой явно выражается начало мира. Как совместить

единство мира ( тоже аксиома) со множественностью вещей? Для объяснения они

вводили представление о всеобщем первоначале, но не как начале во времени, а как

первовеществе, едином и вечном, которое дает начало всему многообразию конечно-

живущих вещей. Фалес предполагал, что этим первовеществом является вода, но не

обычная, а абстрактная вода. В то же время не было полного абстрагирования от

обычной воды. Весь космос представлялся живым сверхсложным существом, и как для

любого существа, вода есть необходимая основа его жизни. Все остальные предметы

также каким-то образом состоят из воды. Впервые была высказана мысль, что Земля

не блин, а некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана

идея некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

Анаксимандр продолжил идеи Фалеса, но в качестве первовещества у него

фигурировало неопределенное вещество апейрон ("безграничное"). У Анаксимандра

прослеживалась тенденция к более абстрактному пониманию. Землю он представлял

как цилиндр. Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его

воздухом, мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни.

Соответственно, все остальные вещи — это сгущение или разрежение воздуха. Он

предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на

основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра

впервые появилась мысль, что жизнь впервые появилась в воде и только потом вышла

на сушу.

Эфесская ветвь Ионийской школы.

Крупнейший представитель Гераклит Эфесский ( 540-480). Он акцентировал внимание

на текучесть и изменчивость мира. Поэтому, в качестве первоначала взял огонь.

Вторая важная идея — то, что мир состоит из противоположностей. Например,

единство бытия и небытия, бытие и небытие есть одно и то же. Идея Логоса,

Мирового порядка. Любовь и ненависть постоянно сменяются и попеременно берут

верх ( цикличность бытия). Гераклит также предположил, что центр вселенной — это

не Земля, а некий Мировой Огонь.

Пифагорейская школа VI-IV вв до н.э.

Пифагор (570-500)

Числа правят миром, числа — фундаментальная сущность мира. Число объект

странный — его нельзя пощупать, либо увидеть — число можно только помыслить, его

нельзя ни искорежить, ни поломать — идеальные объекты. Это начало философского

идеализма. Пифагорейцы резко различали сущностный мир ( мир идеальных объектов)

и мир явлений ( эмпирический мир, в котором мы живем). Сущностный мир шире чем

мир чисел. Числа — лишь один из объектов этого мира, все объекты сущностного

мира ( идеальные объекты) — вечны, а материальные объекты — не вечны. Душа у

пифагорейцев считалась идеальным объектом. После смерти человека вечная душа

переселяется в другого человека (влияние восточных учений). Метапсихоз —

греческий термин для переселения душ, реинкарнация — латинский термин. У

пифагорейцев развивались интенсивно качественный подходы в духе ионийской школы,

они до нас почти не дошли и особого интереса не представляют. Идеи пифагорейцев

легли в основу учения Платона.

Элейская школа или Элеаты.

Основателем школы называют Ксенофана ( 570-480) Наиболее крупными

представителями были Парменид (540/538 — 515), Зенон — элейский ( кон. VI —

первая пол. V в до н.э.).

Ксенофан критикует мифологию, божественное начало едино.

Парменид ставит вопрос о том, как соотносятся между собой бытие и небытие.

Возможные ответы: и то и то существует — этот ответ он считает несостоятельным,

т.к. если небытие существует, то это есть бытие иного вида.

2-й ответ: бытие и небытие одно и то же — тоже неудовлетворительный ответ.

3-й ответ: бытие существует, а небытие не существует — это ответ самого

Парменида. В рамках такого понимания он развивает идею о единстве бытия. Если

бытие едино и небытие не существует, то в мире нет пустых мест. Это означает,

что движение невозможно, т.к. все места уже заняты, т.е. перемещаться некуда. А

значит, все неподвижно, а движение существует только во мнении.

Зенон-Элейский 4 знаменитых апории Зенона: "Ахиллес и Черепаха",

"Дихотомия","Летящая стрела", "Стадий".

"Ахиллес и Черепаха" — Ахиллес никогда не догонит Черепаху. Этим Зенон

доказывает, что никакой движение не может закончиться.

"Дихотомия" — чтобы пройти единичный отрезок, нужно пройти его половину, чтобы

пройти половину, нужно пройти сначала одну четверть, а для этого — одну восьмую

и т.д. Следовательно, никакое движение не может начаться.

"Стрела" — в каждый момент времени стрела находится в точке пространства, значат

( скрытый постулат) она в ней покоится. Значит, движение — фикция нашего мнения.

Зенон понимал, что если ввести дискретность пространство, от его парадоксов

ничего не останется. Поэтому, он составил апорию "Стадий".

"Стадий" — пусть минимальный отрезок — это стадий. Поставим на концах двух

бегунов. Они встретятся посередине и разделят его пополам.