SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Софисты и Сократ. Метод Сократа. Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными, выхватывании отдельных сторон явления. Протагор (480-410) Был основателем "софистики". все учителя учили своих учеников бесплатно, софисты же были первыми, кто начал брать плату — появились первые профессиональные преподаватели — "учителя мудрости" — софисты, философами их не называли. . Протагор делает вывод: наше познание относительно — философский релятивизм. Вопрос: а относительно чего оно относительно? Ответ Протагора: оно относительно относительно человека. Отсюда тезис: "человек — мерило всех вещей", и его уточнение: " всех вещей существующих, так как они существуют и всех вещей несуществующих, так как они не существуют". Протагор развивает позицию, с точки зрения которой наши знания носят сомнительный характер. Протагор — родоначальник скептицизма. Горгий сформулировал три тезиса ( 3 тезиса Горгия) — квинтэссенция скептицизма: Ничто не существует А если что-то существует, то оно непознаваемо. А если что-то и познаваемо, то это знание другим не передаваемо. Активным представителем старшей софистики были Алкидам и Продик — первые открытые атеисты. Они первые отвергли существование богов. Самым интересным было то, что подавляющее большинство философов исходило из того, что естественным для человечества является рабовладение. Софисты (Алкидам и Продик) первые стали сомневаться в этом. Для общества, в котором все базировалось на рабском труде нужно было обладать не только интеллектуальной, но и нравственной смелостью, чтобы усомниться в рабовладении. Их нередко изгоняли из городов, но будучи известными, они легко находили убежище в соседних городах. Сократ ничего не писал и учил устно. Мы знаем о Сократе в основном из произведений Платона. Сократ — действующее лицо многих диалогов Платона. Основная идея Сократа: человек — это некоторое подобие космоса — микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека. Отсюда знаменитый тезис Сократа: "Познай самого себя". Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю". Этот тезис — начало познания. Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя может дать знание. Способ помощи в рождении знания Сократ называет маевтика ( деятельность акушерки). Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения противоположных мнений должно появиться правильное решение. Большое место в учении Сократа играет идея единства мира ( макрокосма и микрокосма). Сократ критикует античный полетеизм, выдвигая идею единого бога. С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества. Сократ связал разум с моралью => счастливый человек – разумный человек. После было основано 3 школы: 1. Киренаики (Гигесий)– отличительная черта – гедонизм – смысл жизни в удовольствии. Развратная школа. 2. Киники (Диоген) (гр. «собаки») – ученики этой школы старались жить очень примитивно. Минимум одежды, без посуды, дома. Игнорировали богатство. Проповедовали верховенство природы и разума. 3. Академия или Платонизм - основатель Платон. Академ - Бог в Афинах. Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом - диалектикой, искусством диалектического спора. Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Майевтика – с помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил истиныне. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. |