SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философия Платона. Притча о пещере.


Платон – идеалист – считает, что есть 2 мира: земной и небесный, т.е.

материальный и духовный. Иной мир первый и будет существовать вечно. Платон –

рационалист (большее значение разуму). По его мнению – вещи объединяет смысл,

т.е. что-то не материальное (функция). В ином мире,сущностном, все вещи

идеальные, т.е. это мир идеалов, идей. Есть идеальный мужчина. Т.е. мужчин много

и их объединяет один идеальный. Его нельзя увидеть. Это может сделать только

развитая женщина. Мужчина лучше женщины. Демиург (ремесленник) глядя на идеалы в

ином мире, лепит земные вещи. Он находится между двумя мирами. Эмпирический мир

в понимании Платона внимания не заслуживает. Материя — нечто косное, грубое. То,

что образует эмпирический мир, не может понять всю тонкость и сложность

идеального мира. После смерти душа снова возвращается в идеальный мир. Бывают

случаи, когда она попадает в нового человека и этот новый человек не будет умнее

умершего, так как душа не попадала в идеальный мир и не поднабралась там

мудрости. Познание в эмпирическом мире Платон считает невозможным. Эмпирический

мир все время меняется, а значит — не подлежит познанию Объектом познания может

быть только вечное и неизменное.

Подлинность, "бытийственную полноту" идей, по сравнению с которыми вещи и тела

оказываются только "тенями", Платон проиллюстрировал мифом о пещере. Люди,

подобно узникам, живут прикованными к стене подземной пещеры, куда лишь изредка

и помалу из узкой длинной щели проникает солнечный свет. Они не могут видеть

того, что происходит на поверхности земли. Но когда кто-то или что-то

оказывается между щелью и источником света, на стене пещеры возникает тень,

которую узники принимают за реальность. Таковы именно, по Платону, вещи, видимые

физическим зрением предметы, являющиеся тенями божественных идей. Если узнику

посчастливится освободиться из пещеры, выйти на свет, он сначала будет ослеплен

силой и яркостью идей. Когда мир идей станет его жизненным миром, он уже не

сможет относиться к материальным вещам всерьез.

В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания,

полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека.

Система из пяти основных категория: категории бытия (сущее, движение) и

логические категории (тождество, различие, покой). Он трактовал их как

последовательно вытекающие друг из друга.