SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Метафизика Аристотеля. Аристотель отказывается от разделения на два мира и начинает самостоятельное осмысление мира. Задача философии у Аристотеля, как и у Платона — выделение максимально общего. Он выделяет два уровня философии: теоретическую и практическую философии. Теоретическая: Учение о сущности нашего мира — метафизика. "Метафизика" имеет два разных значения. а) знание о сущности нашего мира, иногда способ получения этого знания (знание сущности противопоставляется знанию только явлений), в этом значении этот термин чаще всего фигурирует в философии. Полемика о том, что только знанием является знание только явлений — феноменализм — представлена резко в античной философии. Метофизике возражали Юнг, Кант и др. б) с XIX века идеалистическая метафизика отождествляется с метафизикой (идеалистическая метафизика — напр., метафизика Платона). в) Гегель вводит понятие метафизики как противоположность диалектике. В первую философию входит метафизика: свод трудов, в которых рассматривается сущность нашего мира; свод трудов, посвященных проблемам познания — органоны ( латинское слово "орудие", "инструмент", "метод") — латинское происхождение вызывает подозрение, что своды написал не Аристотель, а его ученики. Бог – перводвигатель, абсолютное начало всех начал. Мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Любое знание начинается с ощущений. Аристотель вводит два начала — материю и форму. В отличие от Платона, Аристотель не отделяет форму от предмета, форма существует только в предмета. Существует также форма всех форм — это Бог. Пространство у Аристотеля неоднородно. Аристотель подразделяет движения на естественные и насильственные. Естественные движения — те, которые не требуют особой причины ( например, круговые движения и движение тел к своему месту). Круговые движения являются совершенными, так как не имеют ни начала ни конца. Неестественные движения являются насильственными., т.е. требуют наличия силы — действующей причины. Аристотель отделяет человека ( животное политическое) от животных, которые ведут общественный образ жизни (пчелы, муравьи). Как следствие, высшая форма деятельности — занятие политикой. Он выделяет три правильных и три неправильных ( вырожденных, деградировавших) формы правления. Правильные: монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Аристотель основал свою философскую школу «перипатетиков» (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Во-первых, его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику» и «второй философии» - физику. «Метафизика» – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы как исследовать причины первых или высших начал, познать «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу). Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон – орудие для изучения бытия). Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое значение для познания. Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику. Характерной особенностью философии Аристотеля является колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом. |