SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики). Философское направление - стоицизм. Их жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Часто мудрец должен быть апатичным. Человек должен принимать все события, как есть, нельзя сопротивляться. По давней античной традиции огонь считался стоиками основным элементом мироздания. Марк Аврелий – Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители.Вселенная – единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.. Имеется четыре добродетели в жизни: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Все человеческие существа равны. Согласно Хрисиппу, существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно-нежный, как бы тончайший вид материи. Большое вниание уделяли грамматике и выразительности своей речи. Эпикуреизм связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.). В теории познания он отстаивал сенсуализм, безгранично доверяя показаниям органов чувств и не доверяя разуму. Главным принципом, целью жизни человека объявляется наслаждение, удовольствие. Средством в борьбе со страданиями, способом достижения спокойствия души и счастья Эпикур считает следование сущности разумных человеческих моральных требований «Пока мы есть, смерти еще нет, а когда смерть есть, то нас уже нет». Человек зря боится богов, так как им наплевать на людей, им не интересно заниматься нашим миром. Призывает уходить от общества, все что с ним связано – ложный путь. У Эпикура атомы мельчайшие, очень резко критикует концепцию абсолютной предопределенности, так как поведение человека получается предопределено состоянием атомов. Фатализм — предопределено все. Эпикур утверждает, что предопределённый мир Демокрита хуже любого ада (точнее, Аида) — оно унылое и безрадостное. Идея Эпикура: атомы при их движении в пустоте могут испытывать случайные отклонения от своего движения — клинамены. За их счет возможно свободное поведение. Эпикур развивает этику — науку о поведении человека. Этика Эпикура разительно отличается от Эпикуреизма. Эпикуреизм читает, что цель — получение человеком удовольствия ( правильней было бы говорить гедонизм). Эпикур же делит наслаждения на чувственные и интеллектуальные. И первые — осуждает, т.к. за них всегда следует расплата ( переел, перепил и т.д.) Этика Эпикура близка к этике стоиков. Лукреций Кар – не отрицает существование Богов, состоящих их тончайших атомов. У него атомы – не предел делимости, а своего рода творческое начало, из которого создается конкретная вещь со всей ее структурой. Скептицизм – учение обоснованное Пирроном - сомнения в познавательной ценности чувственности. Возникло на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением. Философов больше интересовал не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. Философ – тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. На вопрос из чего состоят вещи мы ответить не можем «всякая вещь есть это не в большей мере, чем то». Надо воздерживаться от каких либо суждений. Скептицизм – это не полный агностицизм. Достоверны для нас наши чувственные восприятия. «Это кажется МНЕ горьким или сладким». |