SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепции.


Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся

духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви.

Центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога-Творца.

Идея одного Бога-Творца исключает кого-либо равного. Особенностью является

сплав теологии и античной философской мысли. Бог - творец всего сущего, а его

воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия - «служанка

богословия».

Основные принципы: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;

провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного

Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога; символизм –

своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;

откровение – непосредственное волеизъявление Бога; реализм – существование

общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах; номинализм - особое внимание к

единичному.

Для средневекового сознания мир появляется по непредсказуемому желанию Бога, по

сути, случайно. Мира могли не быть. Мир сотворен именно из ничего, из небытия. В

средневековой картине мира нет того принципиального противопоставления души и

тела, которое характерно для развитой древности. Душа без тела неполноценна.

Смерть рассматривается в качестве временного состояния, как правило, до

Страшного суда.

В средневековье чудо, к которому причастен человек, есть результат не его

знания, но его веры, его особых отношений с Богом. Чудо нельзя предсказать, но,

как правило, его можно объяснить и сделать в связи с этим объяснением

назидательный вывод.

В средневековье наш мир воспринимается как лучший среди других возможных. Он

хорош в первую очередь потому, что создан по желанию Бога-Творца и пока что

нравится ему.

Идея откровения находится в основе монотеистической этики. Для средневекового

сознания нравственное совершенствование человека, а следовательно и его

спасение, собственными силами невозможно. Это означает, что человек без Бога,

несмотря на все попытки нравственного совершенствования, обречен на моральную

деградацию и вечную гибель. Человек может страстно желать общения с богом, но не

получить его. И наоборот – не знать Бога, но помимо своей воли и даже желания

встретится с ним.

Многие люди с воодушевлением принимали и страдание, и даже мученическую смерть,

считая это привилегией, даруемой Богом за праведность.

Человек является рабом не по природной необходимости, а, фактически,

добровольно. Представление о времени: время развивается линейно – тем самым мир

обретает историю и каждое произошедшее в нем событие становится уникальным,

неповторимым.

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов

церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века (см. также

Учителя церкви). Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для

христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в

формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Сочинения «отцов церкви», писателей, заложивших основы философии христианства

(Тертуллиан (Верую потому что нелепо), Климент Александрийский, Ориген, Иероним,

Августин Аврелий (Злой – недостаток добра)). Апологетика и патристика

развивались в греческих центрах и в Риме.

Схоластика – основана на соединении догматики и рационалистического обоснования

с предпочтением формально-логической проблематики. Наиболее, приоритетной

проблемой схоластики была проблема универсалий (содержания общих понятий). С

попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм,

реализм и номинализм. Реализм – универсалии существуют реально, самостоятельно

(Августин, Фома Аквинский). Номинализма – универсалии возникают в человеческом

уме, закрепляются названиями, именами (ноумен) и не существуют вне человеческого

ума (Оккам, Расцелин). Концептуализм – общим понятиям соответствует нечто в

самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, выявляется

в результате абстрагирующей концептуализации в человеческом уме.

Августин Блаженный - идея о том, что бытие Бога — это высшее бытие.

Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через

свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. У

человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера.

Фома Аквинский - крупнейший теолог католической церкви. Развил пять

"онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог

есть "форма всех форм"; Бог есть исток всего; Бог - высшее совершенство; Бог -

высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный

характер мира.