SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Философские учения эпохи возрождения. Во всех странах Возрождение было связано с переходом от деревенской к городской культуре и характеризовалось освобождением человеческого разума от незыблемых догм, расширением свободы индивидуальной деятельности и опорой на древние авторитеты. Три черты, которые задают типологическое единство философии Возрождения и позволяет обосновать ее специфику и самостоятельность – утверждение пантеизма в качестве господствующего мировоззрения, открытие человеческой индивидуальности и эстетический характер антропоцентризма эпохи Ренессанса. Пантеизм Возрождения тяготел к отрицанию божественного творения, к обожествлению природы и отождествлению ее с Богом. Человеческая индивидуальность состоит в непрерывном движении – выборе и творческой изобретательности. Гуманизм данной эпохи отличается прежде всего эстетической, а не нравственно-этической направленностью. Гуманисты ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения. Человек должен вечно искать и находить свой собственный путь. Человеческая греховность – обратная сторона его величия. Человек ни в добре, ни в зле не является существом завершенным; перед ним всегда открыт выбор и к добру, и ко злу, и он – в его власти. Гуманисты создали новую систему ценностей, важное место в которой занимают стремление к славе, гимн красоте человеческого тела, принятие радостей земного существования, культ наслаждения и пользы. Философской основой культуры Возрождения был гуманистический неоплатонизм, ставший средством обоснования идеи единства природы и человека. Так же развивалась идея натурфилософии. Леонардо да Винчи утверждал, что истина сводится к «одному единственному решению». Опыт при этом он понимает не как пассивное наблюдение, а как активное целенаправленное вмешательство в природу (правда, согласно самой природе), как эксперимент. Николай Коперник - его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Джордано Бруно - признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к мысли о безграничности познания. Источником познания бесконечного он считает разум. Чувства, по его мнению, не способны воспринимать бесконечность. И все же философия Возрождения не доходит до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания. |