SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф.Бекон).


Человек никогда не сможет понять какой мир. На первом месте чувства, опыт, на

втором – разум.

Основные отличия –

связан с номинализмом;

критикует «теорию» врожденных идей;

как правило, критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий;

уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.

«Табула Расса» - чистая доска. Под влиянием опыта человека на ней записываются

алгоритмы. Ф. Бэкон одним из первых поставил перед собой задачу создания

научного метода, дающего истинное и полезное знание. Им поставлена цель

направленного изучения природы и овладения ею. Наука должна приносить

практическую пользу: «Знание – сила». Степень власти человека над природой

находится, по мнению философа, в прямой зависимости от степени знания законов

природы.

Метод Бэкона ориентирован в основном на качественное познание природы. Он

состоит в собирании и классификации форм.

Разум позволяет так организовать, спланировать наблюдение и эксперимент, чтобы

услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом.

В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными

идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида:

идолы рода, пещеры, площади и театра.

Идолы рода — это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей

собственной природы с природой вещей. Человек склонен судить о природе по

аналогии с собственными свойствами.

Идолы пещеры — заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей каждого

человека (его воспитания, круга чтения, авторитета тех, кем он восхищается,

симпатий, антипатий и т. д.).

Идолы площади или рынка вытекают из смысловой многозначности и неправильного

употребления слов.

Идолы театра - Бэкон называет некоторые философские системы баснями и сказками,

“предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных

театральных миров”.

Идеалом для Бэкона был беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода

предрассудков, открытый и внимающий опыту. Истолковав опыт как конечный источник

всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма.