SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р.Декарт).


(Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность

разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет

разума в познании. Связан с реализмом. Признает врожденные идеи» как основу

истинного познания. Категория «субстанции» — одна из основных.

С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее — хорошо,

правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал

свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило — правило очевидности, которое Декарт формулирует следующим

образом:” Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым

с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать

в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо,

что никоим образом не сможет дать повод к сомнению”.

Второе правило — это правило анализа: “Делить каждую из рассматриваемых ...

трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить”.

Третье правило — правило синтеза, заключающееся в том, чтобы “располагать свои

мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых,

и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская

существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не

предшествуют друг другу”.

Правило четвертое — правило контроля, которое Декарт определяет так: “Делать

всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть

уверенным, что ничего не пропущено”.

С помощью сомнения он ищет несомненное. И находит его в истине “я мыслю,

следовательно, я существую” (cogito ergo sum). И действительно: можно

сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в том, что сомневаешься. Сам процесс

сомнения несомненен. Сомнение — акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю.

Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе

познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне

достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных

логических выводов.

Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле

равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) —

протяжение. Душа как нематериальная субстанция непротяженна.

Наш мир безумен. Он представляет собой некий сложный механизм. Бог создает его

таким, все вещи в нем роботы – автоматы. В начале творения Бог дает толчок и

приводит в движение. Потом Бог уже может не вмешиваться в дела мира => нет чуда

=> возможна наука. Главная наука – физика, механика. Осмысление сложных вещей.

Разрабатывает механическую картину природы.