SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Терминология Априоризм (Кант) – человек обладает знанием, полученным до опыта. Гуманизм (да Винчи, Эразм Роттердамский, Бруно, Бэкона) - мировоззрение антропоцентризма. Реализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель) - учение, противоположное номинализму, приписывающее общим родовым понятиям (universalia) действительное самостоятельное существование. Схоластика (Росцелин, Фома Аквинский, Бэкон) - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Патристика (Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский) - направление философско- теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью – «Отцов Церкви». Апологетика (Ориген, Климент Александрийский) - раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений. Софистика (Протагор, Горгий, Гиппий) – использовали софизмы - формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики. Логос - философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально. Космос - философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности. Мистицизм (Мейстер Экхарт) - умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно- экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Агностицизм (Беркли, Юм, Кант)- воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы. Врожденные идеи - прирождённость уму или субъекту некоторых общих «идей» или истин. Антропоморфизм - перенос свойств человека на весь окружающий мир. Герменевтика (Дильтей) - направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. Диалектика (Платон, Декарт, Спиноза)– учение о развитии Догматизм - установка, опирающаяся на догмы, неизменные понятия, вечные истины. Дуализм (Декарт, Юм, Кант, Лейбниц)- идеея о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций Идеализм (субъективные: Платон, Лейбниц, Шеллинг, Гегель; объективные: Беркли, Юм) - первичным, определяющим объявляет духовное. Субъективные идеалисты: духовное начало - человеческое сознание. Объективные идеалисты: духовное - абсолютное сознание, дух. Иррационализм (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше)- направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм полагает существование областей миропонимания недоступных разуму и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, вера и т. п. Концептуализм (Абеляр, Локк)- умеренное направление номинализма, трактовки уиверсалии в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее наличие реально существующих общих признаков единичных предметов, что позволяет объединенять их в класс (conceptus). Креационизм (Линней, Кювье)– идея сотворения мира Богом из ничего. Материализм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Ламетри, Маркс, Энгельс, Фейербах, Штраус, Геккель) - исходит из признания первичности материального начала. Миф - форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифология - мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Неопозитивизм (Вейсман)- убеждение в возможности решения философско- методологических вопросов науки, абстрагируясь от философии как метафизики. Номинализм (Росцелин)- вне нашего ума не существует никаких реальностей, которые соответствовали бы тому, что мы называем родовыми понятиями, существуют только названия этих понятий. Откровение – непосредственное волеизъявление Бога. Панлогизм - объективное божественное мышление строго логично. Пантеизм - божественная мысль составляет сущность каждой, даже самой малой вещи. Персонификация - олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности. Позитивизм (Конт, Милль)- первенство науки. Постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатоса, Бернард) - критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций и перенос акцента на социокультурные аспекты научного познания. Проблема универсалий – каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее. Провиденциализм (Августин Аврелий)– понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Рационализм (Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц Кант) - направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Сенсуализм (Локк) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета. Теодицея – оправдание Бога. Теология – богословие. Феноменология - метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей. Фидеизм - утверждение приоритета веры над разумом и божественного откровения над рациональными способами освоения действительности. Экзистенциализм (Хайдеггер, Бердяев, Камю) - в центре находится проблема уникальности человека. Эмпиризм (Юм, Беркли, Бэкон, Локк) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания. |