SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Исторические формы диалектики


В современном понимании диалектика - философская теория развития природы,

общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования

мира. Можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних,

диалектику Гегеля и марксистскую диалектику.

Стихия мысли древних охватила большое количество самых разнообразных философских

вопросов. Представляя мир интеллектуально, первые философы осознали всеобщую

изменчивость существующего. Они понимали ее и как превращение первоначала мира в

многообразие его явлений, и как превращение отдельных форм бытия друг в друга.

Многие древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в культурный

оборот термин "диалектика" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам

он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал

"изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических

проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и

противоречивость отдельных форм бытия.

В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана

Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание

ряд диалектических утверждений: "нельзя дважды вступить в ту же самую реку",

"ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие, знание -

незнание, большое - малое... все сменяется в игре Века”.

Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи,

согласно которой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума,

Бога). Поэтому открытые им диалектические законы, по существу, явились законами

развития духа. Соответственно и созданная Гегелем диалектика получила

идеалистический характер.

Основным содержанием материалистической диалектики является объяснение того,

почему материя движется, как она развивается, имеют ли направленность ее

изменения.

Главная задача - показать, откуда у материи появляется неисчерпаемая энергия

вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию

духа.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня

объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.

Первый уровень составляют принципы, определяющие диалектико-материалистический

способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи,

выражающие концептуальные основы диалектики.

Второй уровень теории развития образуют законы материалистической диалектики. В

законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся,

устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития

мира.

1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей,

раскрывающий источник развития; 2) закон взаимного перехода количественных и

качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким

образом уяснить его характер; 3) закон отрицания отрицания, на основе которого

появляется возможность объяснить направленность развития.

Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая

обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон: возможности и

действительности, необходимости и случайности, содержания и формы и т.п. Эти

законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося

мира. закон взаимосвязи возможности и действительности; закон взаимосвязи

явления и сущности; закон взаимосвязи формы и содержания и т.п. Эти законы

обычно называют неосновными.