SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и


категории диалектики

В современном понимании диалектика - философская теория развития природы,

общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования

мира.



Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой

началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в

постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает

качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной)

направленности.

Принцип материального единства мира- приводит познающего мир человека к

убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи.

Принцип всеобщей взаимной связи – все в мире взаимосвязано.

Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной

стороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она

используется для раскрытия материального источника развития сознания. Идея

отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной

диалектики. Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития

материального мира. Субъективная диалектика – процесс и результат отражения

объективной диалектики в человеческом сознании.

Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира ( “Ничто не

может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”).

Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих

первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из

главных форм антидиалектики является метафизика.

Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В

первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями

отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами,

диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития.

Во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития,

но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип

противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не

внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к

эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки,

отрицается эволюция).

Законы:

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие

выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что

на самом деле движет миром” – писал Гегель. Противоречие - это взаимодействие

противоположностей. Противоположности — это различия между предметами, выросшие

до предельных размеров.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно

данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые,

переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме

скачков.

Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания объясняет направление

развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний.

Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта

в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или

внешних противоречий.

Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых

являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это

исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие. При изучении

парных категорий диалектики их сопоставление производится в двух основных

аспектах – онтологическом и гносеологическом. Соотнося категории диалектики в

онтологическом аспекте, мы с помощью них фиксируем всеобщие противоположные

формы существования и развития материального мира и связи между ними.

Сопоставляя категории диалектики в гносеологическом плане, мы преследуем цель не

только адекватно отразить развитие, но и выделить в процессе познания

определённые «ступеньки», восходя по которым можно познать сущность мира.

Сущность и явление. Явление в онтологическом плане – это предмет в его

целостности, а сущность – это внутренняя основа существования и развития

предмета. Сущность – категория диалектики, отражающая основу существования и

развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств и отношений

предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения.

Явление – категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону

предмета, в которой обнаруживает себя сущность.

Содержание и форма. Под содержанием понимается все находящееся в предмете

(процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи,

компоненты.

Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ

взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка по сути

структуре).

Целое и часть. Категория «целое» характеризует предмет в определенной связи

составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами.

Категория «часть» характеризует такой компонент содержания, без которого

предмет не может существовать как целое.

Система, структура, элемент. Данными категориями предмет характеризуется со

стороны своей организации. Категорией система в предмете подчеркивается, что его

действительность характеризуется целостностью, единством элементов, прочными

внутренними связями между ними. Предмет может представлять собой множество

систем, в каждой из которой есть свои элементы. Элемент существует в рамках

одной конкретной системы как ее атомарный компонент, символизирующий предел его

делимости. Структура – способ взаимосвязи между элементами системы.

Категории «причина» и «следствие» характеризуют развитие со стороны его

определенной упорядоченности: одно явление (событие) вызывает к жизни другое,

являясь его причиной.

Причина - это явление, с необходимостью порождающее другое явление (или с

необходимостью вызывающее изменения в существующем явлении). Следствие – это то,

что возникает под воздействием причины.