SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.


Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим

принципом философского учения о бытии. Сам термин “детерминация” происходит от

латинского determino (определяю) и может быть расшифрован как обязательная

определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями.

Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и

взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется причинно-

следственная, или каузальная (от лат. causa — причина), связь, знание которой

ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной

деятельности. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме

причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации

(функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.).

Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап

классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап

детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.

В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем атомистическую

концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура) отрицала

случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Такой детерминизм

в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом,

Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового

времени.

После дарвиновской теории происхождения видов и в особенности появлению

квантовой механики, выяснилось, что многие законы, объясняющие мир, носят

статистический характер, то есть не допускают однозначной предсказуемости и,

следовательно, являются законами вероятными.

В истории философии известны два вида индетерминизма:

1. Так называемый “объективный” индетерминизм, начисто отрицающий причинность

как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее

субъективистского истолкования.

2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер

отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность

продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это значит (у Юма,

Канта, многих других философов), что причина и следствие, подобно иным

категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики,

формы нашего мышления.

Свобода воли — это спо¬собность человека принимать решения и совершать поступки

в соответствии со своими интересами, целями, оценками и идеа¬лами, выражающаяся

в его избирательной деятельности, осно¬ванной на познанных им объективных

свойствах и отношениях вещей, закономерных связей явлений и событий объективного

мира. Таким образом, каждое свободное действие человека есть сплав свободы и

необходимости. Отсюда вытекает, что свобода личности, коллектива, класса,

общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных

законов, а в способности выбирать, принимать решения со знанием дела. Свобода

воли есть необходимое условие любой целенаправлен-ной, сознательной

деятельности, субъекту которой неотъем¬лемо присуще чувство ответственности.

Ответственность пред-полагает, с одной стороны, осознание должного, а с другой —

возможность свободного выбора путей его реализации.