SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознательное и бессознательное. Сознание – высшая свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Чтобы доказать, как связано сознание человека с его мозгом, необходимо понять, каким образом возникло сознание. Первый взгляд - гилозоизм (от греческих слов, обозначающих материю и жизнь), считавший, что чувствительность, способность ощущать и даже мыслить свойственна всем вещам в природе, “каждому камню”. Гилозоистами были первые греческие материалисты, Спиноза, некоторые французские материалисты XVIII века и т.д. Ленин предположил существование во всей материи свойства, сходного с ощущением. Это свойство Ленин назвал свойством отражения (коренное свойство материальных объектов реагировать на воздействие внешних условий определенными внутренними изменениями). Решающую роль в возникновении и развитии сознания человека играет труд. В чем отличия сознания человека от отражения окружающей среды высшими животными? Способность к абстрактному мышлении. Наличие языка, второй сигнальной системы (Наличие языка представляет собой вторую сигнальную систему, в которой звуковые и письменные знаки выступают в качестве “сигналов сигналов”, то есть словесных заместителей непосредственных предметов-раздражителей). Сознание как самосознание (Человек не только отражает объективный мир, но и выделяет себя из него, то есть наше сознание является одновременно самосознанием). Творческий характер познания. Сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея – понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями (состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то), возникающими под влиянием внешнего мира. Потребность, отражаясь в голове человека, приобретает характер ели. Цель – идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека. Способность к целеполаганию – специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление, акт внимания (сосредоточенность внимания, благодаря которой определенный круг объектов находится в фокусе сознания) образуют ядро сознания. Человеческие чувства – факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски. Наша обычная деятельность – практическая и теоретическая – сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего существования одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже не подозревать. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выходу об их существовании. Фрейд считал, что бОльшая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. |