SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности. Как возможно познание? Познаваем ли мир в принципе? В попытке ответить на эти вопросы можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Пример – позиция Гегеля «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания, она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими». Скептика же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Агностицизм – предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Суть кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в следующем: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе. Гносеологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением: у истины, как у лекарства, есть срок годности. Принятие за истину какого-либо знания без оснований выступает как вера. Вопрос о знании и вере стал центральным в средневековой схоластической философии. Веру в божественный авторитет, существующий в Священном писании, Августин провозглашает основой и источником человеческих знаний. У Фомы Аквинского познавательная деятельность осуществляется интеллектом, который основан на рассудке. Он формулирует тезис о гармонии разума и веры при приоритете последней. Феномен веры, как утверждает Бердяев, предполагает динамизм сознания, возможность обращения к миру иному. У Соловьева вера есть основание жизни разумного существа, а стало быть, и базис любого знания. Для рациональной веры характерны убежденность, уверенность, доверие, представляющие субъективные моменты доказательства различных основоположений. |