SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Понятие субъекта и объекта в гносеологии


Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение. В

самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель

сознания, для которого характерны определенные познавательные способности

(чувственность, рассудок, воля, память, воображение…). Реализация этих

способностей обеспечивает человеку возможность познавать мир. Объект познания –

фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Можно выделить четыре гносеологические программы в классической философии,

каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъектно-объектных

отношений:

1. Наивно-реалистическая теория познания (философия созерцательного или

метафизического материализма Нового времени – Ламетри, Гольбах, Фейербах).

Субъект – антропологический субъект, то есть естественноприродный человек,

биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом

естественной эволюции природы.

2. Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Юм, Беркли).

Субъект – совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы

чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления). Существование объекта

познания также определяется субъективными формами чувственного опыта. Поэтому

вещь, объект, как считал Беркли, есть совокупность ощущений («идей»).

3. Программа трансцендентальной гносеологии (Кант). Основополагающая идея –

утверждение о том, что объекты познания существуют как результат активного их

конструирования в творческой деятельности субъекта. Под субъектом Кант имеет в

виду «трансцендентальный субъект» как некое чистое, доопытное и внеисторическое

сознание.

4. Социокультурная программа (объективно-идеалистическая философия Гегеля,

марксистская диалектико-материалистическая гносеология). Субъект – социально-

исторический субъект, т.е. продукт (результат) социально-исторического опыта,

накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-

познавательной деятельности. У Гегеля – это историческая последовательность форм

объективного духа. У Маркса – объективация форм социальной практики и культуры.

Следовательно человек – субъект только потому, что он в процессе обучения и

социализации приобщается к историческому наследию, усваивает социальные нормы и

ценности и т.д.