SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Вопрос о сущности истины и ее критерии в истории философии. Истина определяется как верное, адекватное отражение действительности, как соответствие знания реальности. Адекватное отражение означает неискаженное соответствие знания фактам опыта. Истина, таким образом, есть характеристика знания. Различают фактическую и логическую истины. Истинность любого утверждения зависит от фактов внешнего мира и частично от языка, его правил. Эмпирические науки предоставляют нам фактические данные о реальности, а логика и математика дают истины другого рода. Понятие истины включает объективное и субъективное содержание. Объективная сторона – это реальное содержание, то, что определяется, проверяется как адекватное действительности и не зависит от субъекта, субъективных условий. Истина всегда конкретна, а не абстрактна: она связана с наличием определенных условий, параметров отражаемого объекта. Истине противостоит ложь или заблуждение. Заблуждение – знание, не соответствующее реальному содержанию, неадекватное знание. Из признания того факта, что познаваема не только поверхность вещей (явление), но и их сущность, вытекает необходимость понимать истину как процесс движения от незнания к относительной, а через нее — и к абсолютной истине. Абсолютная истина есть совершенно точное, полное, верное отражение объекта в сознании, то есть такое знание, которое не может быть существенно изменено, а тем более опровергнуто в будущем. Под относительной истиной имеется в виду знание в принципе верное, но не полное, частичное, приблизительное. Существует несколько основных концепций истины. Классическая концепция истины. Данная концепция истины является древнейшей, берущей свое начало от Платона и Аристотеля. Суть ее Платон выразил так: “Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет”. Однако классическая концепция истины в ее первозданном виде уже вскоре обнаружила по крайней мере два уязвимых места. Во-первых, встает вопрос, что понимать под самой действительностью, которая должна соответственно отразиться в наших знаниях. Во-вторых, как проверить соответствие наших знаний действительности? Когерентная концепция истины (Спиноза, Лейбниц, Гегель). Данная концепция пытается ответить на вопрос о критерии истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт — и чувственный, и рациональный — познающего субъекта с познаваемым миром. Такие ситуации обычны для наук, занимающихся абстракциями высшего уровня (логики, математики). Такой критерий сторонники этой концепции видят в когерентности, т.е. самосогласованности, непротиворечивости наших знаний в рамках конкретно рассматриваемой теории. Прагматическая концепция истины. Реальность внешнего мира, считают прагматики, недоступна для человека, ибо он непосредственно имеет дело только со своей деятельностью. Поэтому в качестве единственного критерия истины может выступать только эффективность, практическая полезность знания. Следовательно, истиной является то, что удовлетворяет субъективные интересы индивида. |