SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению


исторического процесса.

Термин «философия истории» был введен Вольтером. Ее задача – не изложение

исторических событий, а истолкование исторического процесса в целом. Философия

истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического

процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели

истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и

многообразии исторического процесса.

Исследуя проблему движущих сил исторического процесса, основатели исторического

материализма выделили материальное производство в качестве главной детерминанты

исторического развития. Для характеристики этапов развития общества в

историческом материализме была разработана категория общественно-экономической

формации. Всемирная история подразделяется на периоды в соответствии с «формами

собственности», которые выделяются по критерию разделения труда. Соответственно

выделялись племенная, античная и феодальные формы собственности.

Основу общественно-экономической формации составляет способ производства –

исторически конкретное единство производительных сил и производственных

отношений. Если общественно-экономическую формацию рассматривать как систему

общественных отношений, то производственные отношения составляют базис, а

политические, идеологические и юридические отношения – надстройку, зависящую и

определяемую базисом. Процесс исторического развития представляется в

историческом материализме как последовательная смена общественно-экономических

формаций.

Цивилизационный подход к периодизации исторического процесса направлен против

взгляда на историю как на единый мировой процесс. По Шпенглеру: культуры

умирают, так же как и живые организмы, уступая свое место другим. Он называет

цивилизацией ту стадию развития культуры, когда она начинает клониться к закату,

постепенно умирать.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию. Каждая из них проходит четыре стадии развития:

возникновение, рост, надлом, разложение. Цивилизации возникают как ответ на

вызов. Если примитивное общество находит в себе силы адекватно ответить на вызов

сурового климата, внешней угрозы и других исключительных обстоятельств, оно

породит цивилизацию. Творческие личности, а не технические достижения, являются

качественной характеристикой цивилизации. Основные причины надлома цивилизации

Тойнби усматривает во внутренних, а не во внешних факторах. В роли связующих

принципов, обеспечивающих общую направленность мировой истории, в концепции

Тойнби выступают мировые религии.