SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Общественный прогресс и его критерии. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Марксистское понимание сущности общественного прогресса, включает в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Понятию про¬гресса противоположно понятие регресса. Для регресса харак¬терны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «зо¬лотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «сереб¬ряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Древние философы Платон и Аристо¬тель рассматривали историю как циклический круговорот, по¬вторяющий одни и те же стадии. Кондорсе видит исторический процесс как путь соци¬ального прогресса, в центре которого — восходящее развитие че-ловеческого разума. Гегель считал прогресс не только принци¬пом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в про-гресс воспринял и К- Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Со¬циалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогрес¬са. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществле¬нию нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Критерий прогресса Гегель усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступа-тельное развитие общества. Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Вторая точка зрения - критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоя¬нии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в сво-бодном обществе означает также раскрытие его подлинно чело¬веческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравствен-ных. Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной критерий общественного прогресса. |