SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Проблема смысла жизни в философии.


Смысл жизни - только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме

человека, не задумывался над смыслом бытия, не поднимался выше своих физических

возможностей. Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание:

"голое существование" не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет.

Познавательно-доказательным представлением смысла жизни философия, естественно,

не занимается. Не занимается она и умозрительным конструированием смыслов жизни.

Философия просто обнажает саму проблему смысла жизни и ту гамму возможностей ее

решения, которая открывается перед человеком в том или ином жизненном контексте.

Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми

удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют.

Впервые он был развернуто представлен философской школой киренаиков, основанной

Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и

смысл своей жизни. Оговорки насчет разумности наслаждений, благоразумности в

удовольствиях мало что меняли в их общей жизненной установке. Эпикур считал

наслаждение единственным благом, началом и концом счастливой жизни. Между ними

есть, однако, и различия. Если наслаждение у Аристиппа ценно само по себе, уже

одним своим наличием или присутствием, то у Эпикура оно идет как бы со знаком

минус - как отсутствие страдания.

Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может

приобретать различные формы. Аскетизм - одна из них. Он предписывает то или иное

подавление чувственных влечений и желаний человека. В самой сильной своей версии

аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, полное

самоотречение, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных забот и

страстей. Буддийская нирвана, пожалуй, может служить здесь конкретным примером.

. Киники сводили добродетельную, свободную и счастливую жизнь к отказу от

большей части потребностей и желаний, к их предельной - животной минимизации.

Они всячески высмеивали богатство и чувственные наслаждения, превознося

бедность, естественность, простоту.

Смирение - еще одна форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение

является ничем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому

разумом закону или другой необходимости. Смирение - еще одна форма смысла жизни

как долга, долженствования. Смирение является ничем иным, как покорностью,

подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости.

Свободное подчинение объективной необходимости мира было у стоиков, однако,

весьма специфическим. Понятие неизбежного носило у стоиков "безразличный"

характер.

Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии

Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда

в соответствии с нравственным законом. Кант говорил о важности и необходимости

видеть в каждом отдельном человеке представителя рода человеческого, признавать

в человеке именно человека и не использовать его поэтому как средство для

достижения каких-то узкопрагматичных, эгоистических целей.

И все же религиозное понимание смысла жизни стоит особняком - оно весьма

специфично. Доминирует в нем не разум в человеческой его ипостаси, а вера, т.е.

то, что разуму этому как раз противостоит. Религия, как принято считать,

удовлетворяет бытийные потребности души, сердца человека, а потом уже, возможно,

и разума. В этом смысле религия коренится в каких-то очень фундаментальных

эмоциях и чувствах человека. В этой связи можно понять Л. Н. Толстого,

утверждавшего, что человек без религии «так же невозможен, как человек без

сердца». Цель жизни, можно сказать, - в спасении души.

Действенно-гуманистический вариант смысла жизни выводит на природу человека, т.

е. на его фундаментальные или базовые потребности. Необходимость их

удовлетворения постоянно толкает людей на все более полное обустройство жизни,

страны, земли, на гуманизацию общественных отношений, на совершенствование,

реальное демократическое преобразование многообразных социальных институтов.

Конфуций – исправление имен.

Буда – отказ от жизненных желаний.

Средние века – протестантизм – воспроизводство; православие – служение Богу,

уход в монастырь из грешного мира

Марксизм – развитие общества, повышение экономических показателей

Ницше – соответствие своей роли – Господина или раба

Фрейд – 1) снятие запретов – главное – либидо

2) человек – опасное существо, лучше смириться с психическими

заболеваниями