SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Культура как предмет культурологии, функции культуры

Понятие культура
Слово “культура” происходит от латинского слова культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерно-вых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин приме-нялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого на-рода. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.
Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- харак-теризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная куль-тура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм от-дельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься неко-торое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая куль-тура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п."
Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общи-ми для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средст-вом передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практи-чески невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта че-ловека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособ-ляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблю-дался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует челове-ческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Область изучения и цель предмета
В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. «Культура” - это специфика че-ловеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски че-ловека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматри-вать как культурный феномен". Рассматривая какую-либо культуру, нельзя вырвать ее из того контекста времени и про-странства, в котором она существует. В прошлом веке культурологи считали, что можно го-ворить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духов-ного процесса, так сказать, "культурную лестницу". С этой точки зрения все патриархальные (а тем более матриархальные) культуры классифицировались в рамках единого первобытно-общинного строя и однозначно оценивались как примитивные, то есть подлежащие. Однако в том же столетии возникла противоположная мысль – что эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они предельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и родилась культурология как наука об уникальности и несхожести культур. Культурология рассматривает свой предмет внутри пространственно-временного континуу-ма, обладающего культурно-историческим единством. Такой смысл культурологи вкладывают в слово "эон". Интересно первоначальное значение этого слова: греки именовали им очень длительный период в развитии мира. Гностики называли этим, словом божественные силы, исходящие от Абсолюта. Мистический шлейф смыслов окутывает - это культурологическое понятие. Возьмем, к примеру, понятие "Западная Европа". Один из самых интересных культурологов А.Дж. Тойнби присваивает Западной Европе статус цивилизации, что для него означает не просто целостность географическую, историческую, общий генезис и историю, но, конечно же, все это в нераздельной слитности - единый мир, в котором люди способны понять друг друга. Общая культура как раз и означает возможность взаимопонимания, когда в слова и поступки вкладывается понятный и общий для носителей этой культуры смысл, то есть при-сутствие культурной идентичности. Западная Европа, родившаяся из разрозненных колоний Римской империи первых веков нашей эры, утратившей свое былое могущество и достав-шейся готским завоевателям, ставшая единой благодаря Карлу Великому и Римской Церкви, впитала в себя наследие эллинской культуры и христианскую религию. Родились совершенно новые нации и языки, а главное - люди с абсолютно новым самосознанием. Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин упот-ребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в совре-менной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определе-ний и сгруппировали их следующим образом.
1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основополож-ника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые склады-вались веками.
2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что пе-редается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Куль-тура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности груп-пы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных про-блем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к при-родному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов та-кого приспособления.
6. Определения на базе теорий обучения : культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моде-лирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являю-щиеся ядром (моделью) культуры.
8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (ма-териальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты куль-туры. Под типологией в современной научной литературе понимается метод расчленения систем изучаемых объектов и их группировки с помощью обобщенной модели. Данный ме-тод используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функ-ций, отношений, уровней организации объектов.
Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. В запад-ной социологии существует по крайней мере три альтернативных теории культуры. Это пользовавшаяся большой популярностью в ХIХ в. теория одно линейной эволюции, утвер-ждающая, что все общества проходят одни и те же стадии культурного развития; теория культурного релятивизма, исходящая из положения о том, что пути развития отдельных культур уникальны, и потому настаивающая на том, что прежде всего необходимо изучать индивидуальные черты; теория многолинейной эволюции, допускающая, что хотя некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная последо-вательность всех известных культур устанавливается лишь в очень незначительной степени и только для ограниченного множества культурных компонентов.
Культурология имеет, как и каждая наука, свои теории, которые объясняют мир.
В культурологии выделяется две основные теории.
1. Игровая теория.
Игра предшествует культуре. Все в культуре существует в форме игры. Играют люди, животные. Игра - это всегда правила. В этом смысле функции игры те же, что и функции культуры. Эти функции связаны с развитием общества и развитием личности.
2. Эволюционная теория.
Культура рассматривается в этом случае как развивающаяся. Каждая культура развива-ется в сторону цивилизации. Тогда возникает оппозиция между культурой и цивилизацией. Цивилизация губит культуру.
Каждая цивилизация имеет свои технологии. А всякая технология имеет две стороны: как идея, образ, открытие - это явление культуры, но как практика - это явление цивилиза-ции.
Выделяется 4 типа технологий.
1. Технологический.
С помощью него человек устанавливает связь с природой.
2. Социальные технологии.
Позволяют выстраивать экономические и политические технологии.
3. Социологические.
Они связаны с воздействием на человеческие убеждения.
3. Теория "Восток-Запад".
Эта теория актуальна сегодня, так как повысилась роль человека. Человек - носитель культуры.
Функция культуры
Функции в самой культуре не познаются, так как функция - это отношение, деятельность. Исходя из этого- функции культуры рассматриваются по отношению к группе (сообществу) и по отношению к человеку.
Функции культуры по отношению к человеку:
1. Личностная.
Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его.
2. Эмоциональная.
Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выража-ется в искусстве, музыке, поэзии и т.п.
3. Идентифицирующая.
Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др.
4. Творческая.
Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве.
Функции культуры по отношению к группе:
1. Регулятивная.
Она регулирует поведение человека, складывает культурные стереотипы.
2. Оценочная.
На основании этой функции мы получаем основание для оценки тех или иных событий, феноменов.
3. аккумулятивная.
Собираются все ценности, накапливаются сокровища языка, опыт человечества и пере-даются следующим поколениям.
4. Преемственность.
Люди разных поколений могут понимать друг друга.
5. Этническая.
Народ осознает себя как общность.
В культуре закреплена функция познания. Она отражает то, как человек познает мир.
Контркультура связана с разрушением ценностей норм и правил. Это выражено в ван-дализме (разрушение того, что наработано культурой).
1. Материальный вандализм: разрушение церквей и т.п.
2. Духовный вандализм: разрушение веры.
3. Системный вандализм: разрушение устоявшихся систем.
4. Физический вандализм
Контркультура несет и отрицательное и положительное. Она помогает активному нача-лу культуры. С одной стороны, контркультура принимается, с другой, отрицается.
Функциональный анализ культуры предполагает наличие явлений, которые выполняют определенные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т.п.).
Преобразующая функция культуры.
Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку "сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфиче-ски человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу"'.
Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удоб-ствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внеш-нюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира все-гда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.
Защитная функция культуры
Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Коммуникативная функция культу-ры.
Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуж-дается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит коор-динация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, ре-чевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.
Познавательная функция культуры.
Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действи-тельности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
Информационная функция культуры
Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, на-коплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятна-дцать лет происходит доение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем изу-ченных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Си-туация "информационного взрыва” потребовала создания качественно новых способов обра-ботки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных техноло-гии.
Нормативная функция культуры
Обусловлена необходимостью " поддерживать равновесие и порядок в социуме, приво-дить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных со-циальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведе-ния. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой, этические нормы регламентации повсе-дневной жизни, экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной тра-дицией и укладом жизни народа.
Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, на-ряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои "мо-ральные заповеди".