SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

МИФОЛОГТЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА


Слово "миф" греческое и буквально означает "преда¬ние, сказание". Обычно под мифом подразумеваются сказания о богах и героях, а также система фантастических представлений о мире. Но мифы - это вовсе не сказки, и лишь с оговорками можно назвать их рассказами. Мифотворчество - важнейшее явление в культурной истории человечест¬ва, явление, господствующее над его духовной жизнью в течение десятков и сотен тысяч лет.

Что известно о мифе в настоящее время? Миф выражает мироощу¬щение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с ранних времен приходилось не только реагировать на окружающее, но и осмыслять его. При этом человек сталкивался с тремя главнейшими трудностями.

Во-первых, у него не было достаточных языковых средств для выра¬жения общих понятий, и он вынужден был выражать общее через отдель¬ное. Так, по-шумерски (это один из наиболее архаичных известных нам языков) "убить" буквально означало "голову палкой ударить", хотя речь могла идти об убиении мечом; "приданное" было "вещь, к женщине при¬ставленная"; "имущество" - "вещь руки" и т. п. Но мало того, что слово не могло выражать абстрактное понятие, оно могло еще быть и многознач¬ным, объединяя между собой значения, связанные как логическими, так и эмоциональными ассоциациями.

Во-вторых, при практическом различении существующих связей ме¬лу явлениями за причинно-следственную принималась связь по смежности или связь части и целого, или по сходству, или связь названия с самим предметом по принципу метафоры или метонимии. Таким образом, осмысление и обобщение явлений мира в мифе происходят эмоционально ассоциативно.

В-третьих, критерием истинности мы считаем практику, а общест¬венная практика у первобытного человека была весьма ограниченной. Только коллективный практический опыт, накапливаемый сотнями поко¬лений, был достаточно надежен.

Итак, мифы - это попытки осмыслить явления мира и как бы вжиться в них с помощью эмоциональных и логических ассоциаций. Миф - это форма мироощущения, которому можно придать разную форму: песни, сказки, повести, запевки. Какие существуют категории мифов?

Мифы этиологические - объясняют появление различных природных и культурных особенностей. Космогонические - о происхождении космоса в целом и его частей. Антропогенические - о происхождении человека, первых людей, тотемистические - о фантастическом родстве между оп-ределенной группой людей и так называемыми тотемами, т. е. видами животных и растений. Календарные мифы связаны с циклом календарных обрядов, героические - фиксируют важнейшие моменты жизненного цик¬ла, строятся вокруг биографии героя. Мифы эсхатологические - о "по¬следних" вещах, о конце мира.



Параллельно осмыслению мира шел извечный процесс разработки понятийного аппарата. Это требовало постепенного совершенствования языковых средств для выражения общих и отвлеченных понятий. Одно¬временно шло разделение области познания на познание самого объекта и познание отношения к объекту, т. е. появляется научное и художествен¬ное познание. Главная разница между научным и художественным позна¬нием не столько в том, как они познают, сколько в том, что они по-знают. Познание свойств объекта есть наука, а нашего отношения к объекту есть искусство.

Появление двух видов познания - научного и художественного, с его двумя объектами - миром явлений и отношением челове¬ка к миру явлений - не означало прекращения одновременно и существования мифотворчества, потому что полоса непознанных явлений все еще оставалась чрезвычайно широкой. В течение длительного време¬ни религиозно-магическое начало можно отделить от эстетического толь¬ко по тому признаку, что первое призвано воздействовать на мифический персонаж (божество), а второе - на человека. Поэтому в отношении любо¬го раннего памятника искусства мы не можем ставить вопрос "религиозный он или нерелигиозный", а только: “используемый в культе или неиспользованный в культе”.