SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

1 Материя,основные понятия,введение


Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку суще¬ствования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойст¬ва, связи и отношения, челове¬ческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого созна¬ния и т. д. Все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, соз¬нание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, со¬бытий, процессов, включенных в эти сферы, объединено неко-торой общей основой. Вместе с тем возникает вопрос: имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?

Идея такого единства приводит к представлению об об¬щей основе всего существующе-го, для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции (от лат. substantia — то, что лежит в осно¬ве). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной суб¬станции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому сле¬дует различать материалистический монизм (например, уче¬ние Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противо¬стоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами - мате¬риальным идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе — сферу духа (Р. Де¬карт).

Марксистско-ленинская философия продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом зрения их Материального единства. Сознание же понимается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам ее организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как атрибутивные ха-рактеристики материи, то есть такие ее свойства, без кото¬рых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи.

Мир, в котором мы живем и частью которого являемся,— это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя незави¬симо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообра¬зие, включая их связи, составляет материальную действитель¬ность.

В домарксовском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая те¬лесность, проматерия, из которой возникают и в которой исчеза¬ют конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого мате¬риального мира. С этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.

Все эти характеристики находят свое концентрированное выражение в диалектико-материалистическом определении мате¬рии.