SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

5 Формы движения материи


Соответственно иерархии форм материи существуют качествен¬но разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу клас¬сификации форм движения он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой орга¬низации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим фор¬мам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения мате¬рии и предложил их следующую классификацию: механическое,

физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи.

Современная наука открыла новые уровни организации ма¬терии и соответственно обнаружила новые формы движения. Поэтому энгельсовскую классификацию необходимо развить и до¬полнить, но положенные в ее основу принципы сохраняют свою ценность, ибо схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития. Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физиче¬ских и химической форм движения, живую — биологическая, а общество — социальная форма движения. Основные генетиче¬ские связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классификации. Что же касается их внутреннего расчле¬нения и представлений об их материальных носителях, то совре¬менная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок.

Наиболее значительные изменения касаются соотношения ме¬ханической, физической и химической форм движения. Наука XX века открыла новые формы физического движения, неизвестные в XIX столетии: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уров¬ня; процессы мегамира — галактические взаимодействия и расши¬рение Метагалактики. По-новому поставлена и проблема взаимоот¬ношения физических и химических форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам. В новом свете предстала также проблема соотношения ме¬ханического и физического движения. В своей классификации Ф. Энгельс исходил из представлений науки второй половины XIX века, согласно которым любое физическое движение (электро¬магнетизм, теплота и т. д.) является результатом механического движения частиц эфира, атомов, молекул. Поэтому механические процессы рассматривались им как генетическая основа физи¬ческой формы движения. Наука XX века изменила эти представ¬ления. Она не только отказалась от концепции мирового эфира как механической среды, свойствами которой объясняются электро¬магнитные взаимодействия, но и вообще перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процес¬сов. Скорее наоборот, механическое движение тел обусловливает¬ся глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Современная наука внесла много нового и в понимание при¬роды биологического движения. Были уточнены представления о ee первичных материальных носителях (кроме белковых молекул в качестве молекулярного носителя жизни были выделены ДНК и РНК). Сложилось представление о целостности биосферы как условии дифференциации и развертывания всех уровней органи¬зации живой материи и соответственно формирования различных подвидов биологической формы движения.

Будущий прогресс науки приведет, бесспорно, к открытию новых форм как материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления. И в процессе этого развития диа-лектико-материалистическое учение о формах движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения ма¬терии является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Эта трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке материалистического понимания истории. Поэтому она свойственна марксистскому философскому взгляду на мир. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчерки¬вает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отде¬лить друг от друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они взаимодействуют, благодаря чему только и существует общество как особый уровень организации материи.

Человеческое сознание, обеспечивая отражение человеческого бытия и проектирование его возможных будущих состояний, активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи, овладевая массами людей, направляют их деятельность, а в процес¬се этой деятельности перестраивается само общество. Не случайно К. Маркс подчеркивал, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Следовательно, когда речь идет о социальном движении материи, имеется в виду не просто взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания и в котором сознание принимает актив¬ное участие. Сознание как идеальная реальность не сущест¬вует вне и независимо от ткани общественной жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее аспекта, обеспечивая функционирование и развитие общества как целого.

Учитывая эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым он как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без идеального плана человеческой деятельности, складывающегося в сознании, а значит, без развития индивидуального и общественного созна¬ния.



Качественная специфика и взаимосвязь форм движения

Высшие формы движения материи нельзя свести, редуцировать целиком и полностью к низшим формам, скажем, нельзя описать биологические процессы, исходя только из физико-химических свойств, не учитывая качественную особенность биологического уровня организации, игнорируя процессы биоэволюции, естествен¬ного отбора и т. д. Точно так же развитие человеческого общества невозможно понять, опираясь только на биологические законо¬мерности, не принимая во внимание особенности социального развития.

В домарксистском материализме редукция высших форм дви¬жения к низшим совершалась очень часто. В рамках механисти¬ческого материализма XVIII столетия существовали даже програм¬мы объяснения всех состояний мира, исходя из законов меха-ники. Редукция сложных форм движения к простейшим называет¬ся механицизмом. Последний может выступать не только в форме сведения социальных, биологических, химических процессов к ме¬ханическому движению и его законам, но и в более тонких формах. Попытки объяснить биологические процессы только из закономер¬ностей физико-химического взаимодействия, а социальные процес¬сы только из особенностей биологического развития человека — тоже разновидности механицизма. Можно, например, расценить как вариант механицизма современные взгляды сторонников так называемой социобиологии, поскольку они основаны на редукции социальных процессов к биологическим. Это касается прежде всего попыток сведения нравственных качеств человека (альт¬руизм и т. п.) к биологическим (в частности, генетическим) проявлениям «человеческой природы».

Но, критикуя механицизм и его различные проявления, нельзя забывать и об органической связи между различными уровнями организации материи, о том, что каждая высшая форма рождается из низшей и поэтому ее нельзя понять, если игнорировать эти ее генетические связи с низшей формой. Диалектико-материалистическая методология выступает как против ограниченностей ре¬дукционизма, так и против односторрнностей антиредукционизма, который, подчеркивая качественную специфику форм движения, отрывает их Друг от друга, не принимает во внимание взаимосвязь и преемственность этих форм. Игнорирование генетических связей между качественно различными формами движения может при¬вести к серьезному искажению истины при научном исследовании тех или иных объектов материальной действительности. Например, противопоставление сторонниками Т. Д. Лысенко биологического исследования методам физико-химического анализа явлений жиз¬ни, одностороннее преувеличение специфики биологического дви¬жения послужило одним из оснований для запретов на исследо¬вания в области генетики, что принесло большой ущерб советской биологической науке. Сторонники Лысенко, насаждая свои идеи, выступали от имени материалистической диалектики, которая, однако, требовала как раз обратного — не разрывать генетические связи между различными уровнями организации материи и раз¬личными формами ее движения, а прослеживать эти связи. Поэто-му методология Лысенко и его сторонников была типичным прояв¬лением метафизики, а не диалектики.

Те же методологические изъяны характерны для концепций, резко противопоставляющих биологические и социальные стороны человеческого бытия.

Прослеживание связей между различными формами движения материи на основе данных современной науки позволяет создать целостную картину их развития во Вселенной. На его разных эта¬пах возникают все новые уровни организации материи и соответст¬вующие им формы движения, причем появление каждой новой формы движения связано с состоянием развивающейся Вселенной как целого. Например, сразу после Большого Взрыва 20 млрд лет назад не было ни молекул, ни атомов, а значит, и форм движения, присущих этим уровням организации материи. Химическая и молекулярно-физическая формы движения возникли на определен¬ном этапе эволюции Вселенной. Точно так же на определенном этапе космической эволюции, когда сформировались планеты, пла¬нетные системы, когда возникли условия для образования сложных молекул — носителей жизни, сложились предпосылки для возник-новения биологической формы движения. В этом смысле жизнь надо рассматривать не как планетарное, а как космическое явле¬ние. Она возникает только на определенной стадии развития Метагалактики, в определенном и довольно узком временном диа¬пазоне. В свою очередь, только пройдя длительный этап эво¬люции, живая природа смогла породить социально организован¬ную материю, и тогда на базе биологической формы движения возникла социальная. Временной диапазон для возникновения разума во Вселенной еще более узок, чем отрезок времени, в кото¬ром развивается жизнь.

Современная наука показывает, что наша астрономическая Вселенная, мир, в котором мы живем, по-видимому, является только одним из возможных миров. Причем оказывается, что уже в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложены определенные предпосылки, возможности для развертывания более ''ложных форм движения. Существуют физические величины, так называемые мировые константы, которые определяют характер действия законов тяготения, электромагнетизма, сильных и слабых взаимодействий, управляющих превращениями элементарных частиц и образованием из них более сложных материальных систем. Эти константы удивительным образом «подогнаны» друг к другу так, что они позволяют сформироваться сложным формам движения материи из более простых. Возможно, будущая наука обнаружит корреляции между мировыми константами, рассмотрит их как систему, где один элемент обусловливает второй, но пока они считаются независимыми друг от друга. От их значения зави¬сит характер объектов, которые могут возникнуть в процессе эволюции Вселенной. Например, константа электромагнитного взаимодействия, так называемая «постоянная тонкой структу¬ры» — это безразмерная величина, численное значение которой 1/137. Если бы она была иной (допустим, несколько меньше или несколько больше), то электроны не могли бы образовывать обо¬лочки вокруг ядра атома. Они либо падали бы на ядро и сливались с протонами, образуя нейтроны, как бы вдавливаясь в ядра атомов, либо вообще не удерживались бы на электронных оболочках. Это значит, что в таком мире, где указанная константа имела бы дру¬гое численное значение, не было бы атомов и молекул. В таком мире невозможна ни жизнь, ни человек. Точно так же если кон¬станта, которая определяет сильное взаимодействие, так называе¬мый барионный заряд, была бы меньше известного значения, то протоны, из которых состоят ядра атомов, распадались бы за сравнительно короткое время. Тогда бы не было ядер атомов, а значит, и самих атомов, сложных молекул, жизни и человека. Оказывается, значения всех мировых констант таковы, что они в принципе позволяют в нашей Вселенной появиться химиче¬ским взаимодействиям, возникнуть жизни и человеческому обще¬ству.

В современной космологии описанные идеи входят в содержа¬ние так называемого антропного принципа, согласно которому наш мир устроен таким образом, что он в принципе допускает возможность появления человека как закономерного итога эволю¬ции материи. Но возможны и другие миры, с другими значениями фундаментальных мировых констант, характеризующих базисные физические взаимодействия. Современная космология допускает существование и таких миров, которые бедны, пусты, в которых есть только примитивные формы движения материи и нет высших форм. В этом смысле человек и человеческое общество предстают как такая организация материи и такая форма движения, которые обусловлены свойствами целого нашей Вселенной, свойствами всей Метагалактики, фундаментальными характеристиками космоса. Таким образом, социальная форма движения является космиче¬ским феноменом. И сейчас, когда большинство стран встало на путь ускорения научно-технического прогресса, когда человечество вышло в космос, оно начинает себя осознавать не просто как нечто внеположенное, противостоящее враждебному космосу, а как его органичный элемент. Возникает понимание уникальности челове¬ческой жизни и вместе с тем — ощущение сопричастности ее всему развитию природы.