SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Сартр - Экзистенциолизм - это гуманизм .


В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию (Дидро, Вальтер, Кант). Человек обладает некой человеческой природой. Эта человеческая природа, являющаяся “человеческим” понятием, имеется у всех людей. А это означает, что каждый отдельный человек - лишь частный случай общего понятия “человек”. Экз. обвиняют в том, что будто он призывает погрузиться в квлетизм отчаяния: раз никакая проблема вообще не разрешима, то не может быть и никакой возможности действия в мире. Что мы подчеркиваем человеческую низость, показываем всюду гнусное, темное и пренебрегаем многим приятным и красивым; отворачиваемся от светлой стороны человеческой натуры. Что мы забыли о солидарности людей, смотрим на человека на изолированное существо, и это следствие того, что мы исходим из чистой субъективности, из картезианского “я мыслю”, то есть опять - таки из такого момента, когда человек постигает себя в одиночестве. Христиане упрекают в том, что мы отрицаем реальность и значение человеческих поступков, т.к. уничтожая божественные заповеди и вечные ценности, не оставляем ничего, кроме произвола: всякому позволено поступать, как ему вздумается, и никто не может судить о взглядах и поступках других людей. Экз. - учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторую среду и человеческую субъективность.

Существуют две разновидности экзистенциалистов: христианские (Яспер, Габриэль Морель) и ээкзистенциалисты - атеисты (Хайдеггер, фр. экз. и Сартр). Их объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, нужно исходить из субъекта. Как это следует понимать? Возьмем изготовленный человеч. Руками предмет, например нож. Он был сделан Р, который руководствовался при его изготовлении определенным понятием, а именно понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием, и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой - приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию. И это обуславливает наличие здесь, передо мной, данного ножа. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию. Когда мы представляем себе бога - творца, то этот бог по большей части уподобляется своего рода Р высшего порядка. Воля в большей или меньшей степени следует за разумом или, по крайней мере, ему сопутствует и что бог, когда твори отлично себе представляет, что именно он творит. Таким образом, понятие “человек” в божественном разуме аналогично понятию “нож” в разуме Р. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же , как Р изготавливает нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме. Атеистический экз. учит: что если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности бытия, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает: “существование предшествует сущности?” Это означает, что человек сначала существует, встречается в мире, и только потом определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь в последствии, причем таким человеком, каким он делает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и после этого прорыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя сделает. Это первый принцип экз. - субъективность. Но что мы хотим этим сказать, кроме того что у человека достоинства больше, нежели у камня или столба? Человек прежде всего существует, что человек- существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким каков его проект бытия. Не таким каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом первым делом экз. отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Но он ответственен не только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. Когда мы говорили, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя мы выбираем всех людей. Нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он , по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем - всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас не являясь благом для всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, т.к. распространяется на все человечество. Экзистенциалист охотно заявит, что человек - это тревога. А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Правда, многие не ведают никакой тревоги, но мы считаем, что эти люди прячут это чувство, бегут от него. Тревога есть, даже если ее скрывают. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь идет не о том чувстве, которое ведет к квлетизму, к бездействию. Это тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность, наоборот, составляет условие действия, т.к. предполагает, что рассматривается множество различных возможностей. И когда они выбирают одну, то понимают, что она имеет ценность именно потому, что она выбрана. Эта тревога объясняется, кроме того, прямой ответственностью, за других людей. Это не барьер, отделяющий нас от действия, но часть самого действия. Говоря о “заброшенности” мы хотим сказать только то, что бога нет и что от сюда необходимо сделать все выводы. “ Если бога нет, то все дозволено”. Это -исходный пункт экз. В самом деле все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни во вне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу нельзя ничего объяснить. Нет детерминизма, человек свободен, человек - свобода. С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом ни за собой, ни перед собой - в светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Человек осужден быть свободным. Осужден потому что не сам себя создал, и все таки свободен, потому что, однажды брошенные мир, отвечает за все , что делает. “Человек - это будущее. Будущее не предначертано свыше и известно богу, это было бы не будущее. А понимать надо в том смысле, что, каким бы не был человек, впереди его всегда ожидает неизведанное будущее. Это и означает, что человек заброшен. Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой. Отчаяние. Мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможными наше действие. Когда чего-нибудь хотят, всегда присутствует элемент вероятности. Действительность будет такой, какой ее определит сам человек. Реальность - в действии. Человек есть не что иное, как его проект самого себя. Человек существует лишь его проект на самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих проступком, не что иное, как собственную жизнь.

ВОПРОС 17.1.