SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философия психоанализа - Фрейд.


Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю¬ционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория пси¬хосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об¬ласти психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво¬рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа¬листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо¬пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для челове¬ческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В психике человека Фрейд сначала выделял две относитель¬но автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго" (см. сноски на последней странице), которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я". В чем же заключается основной конфликт этих трех субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности. Если считать, что человек - такое же детище при-

роды, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой сопри¬косновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са¬мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха¬ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ¬ции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-мые утратили свое былое значение. Это произошло пото¬му, что у человека появились приспособления для добы¬вания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пи¬ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже¬ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело¬веческие стремления, как агрессивность, желание выдви¬нуться, которые до этого относились к инстинкту са¬мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе¬решли в другое качество, то есть они перешли к "либи¬до". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения. Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на¬полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жидкостью, то есть в строго концентрированном состоянии "оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из го¬мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп¬росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля¬ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк¬ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре¬чия. Так как все находится в развитии и покой относи¬телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если пред¬положить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и челове¬ческой психике присуще свое место и время в общей при¬роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав¬нить с клеткой, где происходят соответствующие явле¬ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз¬нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи¬ровалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо¬лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав¬ление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви¬дел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна¬руживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об¬наружив это место и устранив в нем возникшее противо¬речие, человеку возвращается здоровая психика.

Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я". "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы¬ше рассуждениям. Если человек представляет из себя систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает (вычлените из ор-ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний ¬систему органов, образующих большой, единый организм. Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово¬купность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека).

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори¬ентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ¬яснения общественного сознания в его настоящем и прош¬лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож¬дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци¬альными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы¬яснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности челове-ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су¬дить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному ... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характе¬ристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове¬чество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут¬верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль¬шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто¬рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля¬ется характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти¬ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения чело¬века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен¬тарное наслаждение нашему "Я".

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается равноз¬начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп¬ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что "она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и до¬бывать блага для удовлетворения человеческих потреб¬ностей", и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан¬тикультурные традиции и что эти стремления у значи-тельного количества лиц настолько сильны, что опреде¬ляют их поведение среди других.

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства мень¬шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя¬ми становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходимым, чтобы они были неза¬висимы от власти как распорядители средств власти.

Короче говоря, люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан¬ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.

Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе¬реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре¬нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни¬мание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру¬ющим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура стро¬ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении падении религии деградирует и культу¬ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результа¬те своего развития налагает запреты на его желания. Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре¬бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко¬торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю¬ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз¬ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз¬награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав¬торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль¬ных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. На основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчи¬вое невротическое состояние. Так, например, если нев¬ротик боится не производить какие-то определенные дви¬жения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объ¬яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания те¬ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общест¬венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи¬тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный об¬щественный невроз является совершенно безобидным. Так¬же религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци¬альные противоречия. И разрушение разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю¬далось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила комму¬нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д.