SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Этапы развития, системы, источники и кодификация Римского права


1. Период цивильного (квиритского) права - Царский период (VIII - VI вв до н.э.) - с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 - 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената ("Сенатус-Консульты"); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

2. Период расцвета Римского права (классический период) - период Республики (V - I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 - 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Источники права: кривитское право - действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право - система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) - внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.

3. Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат - переход от республики к монархии - царь становится первым среди равных. Доминат - абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. Отсутствие новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. "Институция Гая" построена по институционной системе - о лицах, вещах и ф Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц “fons omnis publici

privatique iuris” источником всего публичного и частного права. Слово

“источник” в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло

могучее дерево римского права; Ливий хотел термином “источник”

обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

В юридической литературе различных народов по римскому праву,

накопившейся за две тысячи лет (а равно в литературе по современному

праву), выражение “источник права” употребляется в различных смыслах:

1) как источник содержания правовых норм;

2) как способ, форма образования (возникновения) норм права;

3) как источник познания права.

Конечным источником содержания права являются мате-риальные условия

жизни общества.ормах.

Другое значение, в котором употребляется в юридической литературе

выражение “источник права”, отвечает на вопрос, какими путями, по каким

каналам возникает, образуется та или иная норма права.

Во избежании путаницы с первым значением термина “источники права” в

данном случае правильнее говорить о формах образования права или о

формах правообразования (или о формах выражения права). В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили:

1) обычное право;

2) закон (в республиканский период - постановления на-родного собрания;

в эпоху принципата - сенатусконсульты, пос-тановления сената, которыми

вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии -

императорские конституции);

3) эдикты магистратов;

4) деятельность юристов (юриспруденция).

Выражение “источники римского права” употребляется также в смысле

источников познания римского права. Сюда относятся юридические

памятники, например кодификация императора Юстиниана; произведения

римских юристов и т.д.; в особенности произведения римских историков:

Тита Ливия (конец I в. до н.э.- начало I в. н.э.), Тацита (I-II вв.

н.э.), Авла Геллия (вторая половина II в. н.э.), Аммиана Марцеллина (IV

в. н.э.); римских антикваров (“грамматиков”); Варрона (II -I вв. до

н.э.), Феста (I в. н.э.); римских ораторов (в особенности Цицеро-на, I

в. до н.э.); римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых

немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла,

Горация, Ювенала и др.); фило-софа Сенеки и др.

Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, бронзе (например, “Гераклейская таблица”,

бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном

устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при

раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г.

н.э.) и т.д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.)

надписи стали опубликовывать в специальном издании Corpus inscriptionum

latinarum (Свод латинских надписей); над этим издании особенно много

поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса “Источники римского права” (Bruns. Fontes iuris romani). Изучению надписей посвящена специальная отрасль исторической науки - эпиграфика.

Ценным источником познания римского права являются папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки - папирология. Для римского гражданского (частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах мы имеем изложение различных договоров между определенными лицами, а также иных юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения; например, на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы (212 г. н.э., так называемая Constitutio Antonina) о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации. Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана.

Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.

Издав специальный указ 13 февраля 528 г., Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 г. было опубликовано собрание конституций под названием «Кодекс Юстиниана».

Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

16 декабря 533 г. была проведена новая кодификация, опубликованная под названием «Дигесты» (от лат. digesta – «приведение в порядок»), или «Пандекты» (от гр. pandektes – «полное собрание»). Комиссия не только занималась извлечением цитат, но и редактировала текст. Многие положения классического права были устаревшими, и кодификаторы от них избавлялись. Дигесты делились на семь частей: «Общие вопросы права»; «Правосудие», «Двусторонние обязательства», «Середина Пандект», «Завещания», «Часть шестая» и «Часть седьмая». Все указанные книги делятся на титулы.

Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

Трибониан, Теофил и Дороте в период составления Дигестов составляли новые институции вместо устаревших «Институций» Гая, которые были опубликованы 21 ноября 533 г. Это был учебник римского права для изучения в юридических школах. В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы. В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».