SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Специфика философствования На древнем Востоке Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы. Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного. Определяющей при этом становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то противоестественного, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению. В широком смысле карма - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и существования. В узком смысле карма - влияние совершенных действий на характер текущего и последующего существования. Карма определяет не только удачные или неудачные условия будущего существования, но и прогресс или регресс по отношению к главной цели человека - освобождению от пут бытия и выхода из круга бесконечных перерождений. Важнейшими добродетелями брахманизм считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы (закона) своей варны (касты). Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а, в конечном счете, – к слиянию с высшим абсолютом – богом-творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его частицы. БУДДИЗМ Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. Для буддистов понятие дхармы является важнейшим — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. В буддизме хорошо развита теория реинкарнации, кармы, дхармы и нирваны. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах: 1) Существует страдание 2) Существует причина страдания 3) Существует возможность освобождения от страдания 4) Существует путь, ведущий к освобождению от страдания Не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий — это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара». Основные ветви буддизма – хинаяна и махаяна. Хинаяна – учение о том, что освобождение есть главным образом дело личного совершенствования человека, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные – архаты. Махаяна – направление, в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитание совершенных людей. Возможности спасения широко открыты мирянам. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Состояние человека, достигшего освобождения, называется а в буддизме — нирваной. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства) Конфуцианство – этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием. Согласно Конфуцию, судьба человека определяется “небом”, и то, что люди делятся на “благородных” и “низких”, не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий — вышестоящему. Конфуций излагал идеал совершенного человека, рассматривая личность как самоценную. Он создал программу совершенствования человека: с целью достижения духовно развитой личности лада с Космосом. Для Конфуция важны пять «постоянств»: ритуал, гуманность, долг – справедливость, знание и доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как «основа и утоп» между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. Как политик Конфуций осознавал ценность ритуала в деле управления страной. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценностей, не допуская, в частности, развития потребительства и ущерба духовности. Устойчивость китайского социума и государства, питавшаяся жизнеспособность китайской культуры, во многом была обязана ритуалу. Даосизм возник в IV-III веках до нашей эры. Социальным идеалам даосизма был возврат к «естественному», первобытному состоянию и внутриобщинному равенству. Даосцы порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против богатства и роскоши знати, бичевали жестокость правителей. Основатель даосизма Лао-цзы выдвинул теорию «недеяния», призывая массы к пассивности, следованию «дао» – естественному ходу вещей. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному “пути”- дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность |