SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

12(13)Становление средневековой философии, Аврелий, Аквинский


Гл. вопрос ф-фии Августина – соотношение веры и разума. Вера не зависит от разума, она самостоятельный источник истины. Истина заключена в Боге. Вера предшествует разуму, является его предшественником.

Развитие схоластики было связано с необходимостью совершенствования аргументации теологич. положений. Такая аргументация неизбежно вела к углублению философски рассуждений.

Схоластика – ф-фия, которая рассматривала в качестве пути постижения Бога разум, логическое рассуждение. Представители: Боэций, Эреугена, Бэкон, Абеляр, Кокка. Выдающ. представитель Фома Аквинский. Его философс. с-ма – объективный идеализм, она максим. соответствует тому миропониманию, которое принято католич. церковью. В своих работах он рассматривал вопросы соотношения ф-фии и богословия, и пытается обосновать необходимость союза между ними. Его позиция: «философия – служанка богословия». Признавая приоритет веры он высоко оценивает и разум. Это проявляется в попытке дать рациональн. аргументы в док-во бытия бога. В схоластике философы часто обращаются не к наследию Платона, а к Аристотелю. Так свои док-ва Фома Аквинский формулирует в след за Аристотелем. Учение Аквинского – томизм, оказало сильное влияние на ф-фию средневековья, а в наст. время явл-ся основой офиц. доктрины католич. церкви. Центр. проблемой средневековой схоластики была проблема соотношения веры и разума. Наиб. приемлемое решение для своего времени предложил Аквинский и теория гармонии веры и разума. Признавая приоритет веры, он не противопоставлял веру и разум, а пытался обосновать необходимость их союза. Гармония веры и разума опирается на христианский догмат о том, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным путём через созданный Богом мир, природу и сверхъественным путём через откровения, библию. Первый путь – путь науки и философии. Второй – путь богословия.

С проблемой веры и разума связана проблема истины. В религ. ф-фии признается приоритет веры над разумом, что означает однозначню решение вопроса истины. Истина уже дана в священном писании и в сочинениях отцов церкви. Тем самым были ограничены возможности развития научного познания. Попыткой разрешить эту проблему стала теория двойственной истины Аверроэса. Он разграничивает истины философские и истины богословские. Первые учат как постигать абсолютную истину, вторые учат как должно поступать человеку. То, что истинно философии, м.б. ложно богословии и наоборот.