SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Концепция познающего субъекта в философии Канта


Творчество Иммануила Канта (1724-1804) разделяется на 2 периода: докритический и критический. В 1-ом периоде Кант выступает как исследователь Вселенной, основанной на материальных взглядах, в которой высказывает гипотезу о происхождении Вселенной в результате преобразования вещ-ва. Эта идея была направлена против идеи креационизма.

Критич. период, ныне 1770 – Кант создал след. работы: «Критика чистого разума», «Критика практич. разума», «Критика способности суждения».

Переход от естественнонаучной тематики к проблемам познания.

Подвергает сомнению весь предшествующий опыт философии и знаний о мире. Считает, что человек, пытаясь познать суть вещей, познаёт мир соискателями, которые происходят от несовершенства его познавательной способности. Ставит задачу изучить познавательные способности человека.

Наше знание о предметах – это не знание о сущностях, а знание о явлениях, т.е. феноменах, т.е. о том, как воспринимаем вещи. Сами же вещи в себе остаются неопознанными.

В теорию познания вводит представление о существовании априорного знания. Всё, что человек способен познать исходит из априорных форм знания. К таким формам Кант относит пространство и время, но эти формы не свойственны вещам в себе, т.е. они бестелесны, являются абстрактными. Человеку доступно только чувственное познание, практический опыт.

Процесс познания движется от чувственного опыта к рассудку, затем к разуму. Разум действует за гранью чувственного опыта. Роль разума выше др. познавательных способностей человека.

Кант выделяет практический и чистый разум. Практический ориентирует человека в его повседневной жизни, учит, как должно поступать человеку, этой частью ученья Канта соответствует его этика. Чистый (теоретический) разум реализует познавательные цели. Возможности чистого разума ограничены, способности разума недостаточно чтобы познать вещи в себе.

Поэтому Кант утверждает: «Человек познает вещи не такими, какими они являются в действительности, а такими, какими они представляются разуму». Тем самым, вещь в себе непознаваема. Кант выступает здесь как агностик. Учение Канта – идеализм, т.к. основывается на признании формы познания невыводимых из опыта.

Заслуга Канта – подробный анализ процесса познания, выявление значения роли субъекта познания, указание на специфику полученного знания.