SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

23 Абсолютный идеализм Гегеля


Гегель (1770-1831). Его философия завершает идеализм в немецкой классике. Его разработке посвящаются основные сочинения: «феноменальность духа», «наукологика», «энциклопедия философских наук». Гегель считает философию наукой о духе и идее. Задача философии – познание законов развития духа. Наука не может опираться на образное мышление, сущность вещей познаётся через понятия (т.е. категория). Этой задачи посвящена философия Гегеля, в которой выделяют систему и метод. Свою систему Гегель назвал абсолютный идеализм. В ней он пытался объяснить природный, социальный и духовны мир на всём протяжении его существования при помощи понятия абсолютная идея.

Абсолютная идея по Гегелю – область чистой мысли без своего носителя. Она составляет основание всего: природы, общества, человеческой деятельности. Гегель реализует принцип тождества бытия и мышления. В его системе развитие бытия повторяет развитие идеи. Идея выступает как идеальная субстанция мира, развитие мира есть саморазвитие абсолютное идеи. В своём саморазвитии проходит путь от чистой мысли до возникновения природы, человека, общества.

Система Гегеля – объективный идеализм. В ней абсолютная идея существует без материи и сама является предметом материального мира.

Метод Гегеля – диалектика, т.е. учение о всеобщей связи и развитии. Создал вторую форму диалектики – идеалистическая форма.

Гегель разработал основоположную форму диалектики: возможность, диалективность, необходимость, случайность и т.д.

Сформулировал 3 закона диалектики:

1. закон перехода количественных изменений в качественные. Механизм развития. (Взаимопереход количества в качество).

2. закон борьбы и взаимопроникновения противоположностей показывает внутр. … развития (Закон единства и борьбы противоположностей).

3. Закон отрицания выражает результат и направленность развития.

Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса: основные идеи.

Философия Маркса и Энгельса явл. 1 из составных частей их учения, включающего в себя политическую экономику и учение о социализме.Маркс:Философия истории. У чел. все его основные характеристики не явл. чем-то естественным, природным. В нем все явл. очеловеченным. Сущность чел. – результат социальных действий и отношений. Добро, зло, любовь, эгоизм объясняются не самой природой, а социальной обстановкой, которая наделяет индивида теми или иными качествами. Социальная обусловленность чел. не явл. абсолютной, он имеет свободу выбора. С помощью категорий добра и зла нужно оценивать не чел. род или отдельного чел., а эпохи, обычаи, традиции. Первичный уровень чел. бытия – производство, которое Маркс толковал широко – как практику.

Философия истории. Действуя, творя и разрушая люди творят мировую историю. Препятствия и ограничения на пути к цели создаются самими людьми. Схема чел. отчуждения и преодоления: 1 ступень – отношения личной зависимости. Социальное отчуждение – всесильно. Индивид зависим, ограничен. Это вся история человечества до индустриального об-ва. 2 ступень – отношения личной независимости. Индустриальное об-во с мировым рынком, наемным трудом и правовым обеспечением личной свободы индивида. Господство соц. отчуждения – в деньгах.

3 ступень – стадия присвоения чел. всех накопленных человечеством сил и возможностей. Чел. должен превратиться в хозяина, владеющего этими результатами.Различные исторические формы собственности- то, что отличает предшествующую и последующую формы об-ва. История об-ва – общественно-экономические формации. Смена формаций осуществляется через социальные революции.Диалектический метод – учение о всеобщей связи и наиболее общих законов развития природы, об-ва и мышления.

Энгельс:Известен как популяризатор идей Маркса, являясь философом. Указал на закономерности смены основных периодов в истории философии: 1 наивная диалектика и стихийный материализм античной философии. 2 метафизическая философия. 3 материалистическая диалектика Маркса.Мышление – продукт природы => законы мышления и природы совпадают и проявляются как субъективная и объективная диалектика. Способ существования материи – движение. Энгельс разработал классификацию форм движения материи: 1 механическая 2 физическая 3 химическая 4 биологическая 5 социальная