SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

42 свобода личности. Волюнтаризм и фатализм


Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующая сущность человека и его существование. Свобода – способность человека выступать в согласии со своей волей, возможность ставить перед собой цель, предвосхищая результат своих усилий, двигаясь в направлении этой цели. Волюнтаризм – признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учении Канта, Фихте, Гартмана, Ницше Действовать в духе волюнтаризма значит не считаться с объективными условиями бытия, законами природы и общества. Фатализм, напротив, происходит из того, что весь ход жизни человека предопределяется судьбой, волей Бога, или детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жёстко связано с предыдущим (система Гоббса, Спинозы). Здесь не остаётся места для свободного выбора, ибо нет альтернативы. Проблема философии связана с проблемой ответственности. Человек может нести ответственность за свои поступки только при наличии вины. О вине можно говорить только в том случае, если его поступки свободны. Человек, у которого сформировано чувство ответственности, основанное на понимании им не только своих прав, но и обязанностей, выступает как свободный. Сознание ответственности индивида – результат тех внешних требований, которые к нему предъявляет общество.

Социальный Детерминизм (с лат. определять) - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Важнейшей характеристикой С.Д. является причинно-следственная связь, однако к последней не сводятся все формы детерминации (обусловленности). Среди них следует назвать связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития. Он имеет две основные формы: во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, во-вторых, понятие "С.Д." относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному субъекту, а классу объектов в целом. Из существовавших в истории социологической мысли представлений о связи социальных явлений можно выделить: 1) механистический С.Д., который предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей, сведение социального целого к его элементам, отказ от включения случайности в цепь причинно-следственных отношений и приводил к отрицанию свободы воли и фатализму (признанию неотвратимой предопределенности событий); 2) статистический С.Д., делавший упор на значении случайности в социальных процессах и выявлении причин на основе фиксации статистических распределений; 3) системный С.Д., подчеркивавший целостность социальных структур, детерминацию социальной системой своих элементов и др. В.А. Балцевич.