SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Человек в историческом процессе: объективное и субъективное, свобода и необходимость. Исторический процесс – это поступательное развитие общества от его низших состояний к более высоким. Исторический процесс развивается через взаимодействие объективных и субъективных факторов. Объективное – все условия, которые существуют независимо от сознания и воли человека и определяют характер деятельности. Субъективное – деятельность отдельных индивидов, соц. групп, организаций, способных вносить своими действиями изменения в общественную жизнь. Развитие общества происходит не стихийно, а на основе определенных закономерностей, которые прокладывают путь через, казалось бы, хаотичные и случайные действия людей. По отношению к людям эти законы могут считаться объективными, выступают как историческая необходимость. Признание исторической необходимости ставит вопрос о роли субъекта в историческом процессе. Соответственно сложились 2 подхода: 1. Фатализм. Утверждает предопределенность хода истории и невозможность повлиять на нее со стороны субъекта. 2. Субъективный волюнтаризм. Наоборот игнорирует объективные факторы и абсолютизирует роль субъекта. Действительная связь объективного и субъективного в том, что объективные условия заставляют людей действовать в определенном направлении, исходя из имеющихся условий, поэтому объективные законы развития общества проявляются как законы деятельности людей. Субъектами исторического процесса являются отдельные личности, а также группы в той мере, в какой они способны осознавать свою деятельность и свое место в обществе. Все субъекты руководствуются определенными мотивами. Они строятся на основе интересов. Интересы могут осознаваться адекватно или неадекватно. Поэтому для субъекта очень важно понять свои подлинные интересы, чтобы действовать в соответствии с ними. Важный аспект проблемы исторического субъекта – отношение ролей коллективных субъектов (народных масс) и отдельных выдающихся людей. Деятельность масс движет исторический процесс, если она осознает объективные условия и открывающиеся возможности, и понимает, как эти возможности использовать. Влияние личности пропорционально ее общественной значимости. Значимость личности обусловлена ее отеч. статусом, личностными качествами и особенностями общества. Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. ¬¬ В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею. |