SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философские концепции Средневековья.Философия Фомы Аквинского.


1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.56



2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).



Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:



• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;



• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;



• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;



• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -



• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.



3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:



• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;



• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);



• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;



• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);



• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;



• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.



Исходя из данных посылок, согласно Фоме:



• все состоит из материи и формы (идеи);



57



• суть любой вещи — единство формы и материи;



• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;



• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;



• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.



4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:



• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;



• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;



• вера и разум дают истинное знание;



• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;



• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;



• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;



• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;



• философия и теология — разные науки;



• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;



• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.



5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:



• даны пять доказательств существования Бога;



• систематизирована схоластика;



• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;



• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);



• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;



• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

58

• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.