SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

А. М. ГОРЬКИЙ: ?ПРАВДА ? БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА?




Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился ?рабом вещей?, падала ценность личности.

В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои ? вымышленные.

В пьесе ?На дне? Горький показывает уже совершенно другой тип людей ? людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса ?На дне? ? это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.

Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы ?На дне?. Первое, что бросается в глаза, ? это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений (?Дура ты, На-стька...?). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене (?Заныла?). Считается, что главное слово в пьесе ? правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны ? правда их будничной повседневной жизни, правда ?дна?, и с другой ? правда, которую они хотели бы видеть. Это правда ?вымышленная?. И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.

Квашня. Чтобы я, ? говорю, ? свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала ? нет! Да будь он хоть принц американский, ? не подумаю замуж за него идти. Клещ. Врешь! Квашня. Чего-о?

Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой...

Квашня. Козел ты рыжий! Туда же ? врешь! Да как ты сме-' ешь говорить мне такое дерзкое слово? '

Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься... только того и ждешь... Квашня. Конечно! Если бы... как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти...

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело... Квашня. А-а! Не терпишь правды!

Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.

Клещ. ?Какая ? правда! Где ? правда? Вот ? правда! Работы нет... силы нет! Вот ? правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она ? правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне ? правду? Жить ? дьявол ? жить нельзя... вот она правда!.. Говорите тут ? правда! Ты, старик утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!?

Конфликт правд ? это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.

Лука. ?Уйдем, милая! ничего... не сердись! Я ? знаю... Я ? верю! Твоя правда, а не ихняя... Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит ? была она! Была!? Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-нить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.

Есть такое высказывание Горького: ?Правда ? бог свободного человека?. Но если говорить о героях пьесы ?На дне?, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они

и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. ? герой свободный. Но персонажи пьесы ?На дне? не хотят свободы. Им нс нужна эта правда ?свободного человека?.

Многие считали, что пьеса ?На дне? ? это ?буревестник революции?. В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои ?На дне? не могут этого сделать. Например, Актер. Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит ? не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.