SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Развитие темы ?маленького человека? в творчестве Н. В. Гоголя




Тема ?маленького человека? в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в ?Медном всаднике? и ?Станционном смотрителе? А. С. Пушкина. Вообще же образ ?ма-ленького человека? таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест К бунту ?маленького человека? всетаа ведет жизненная катастрофа, но исход протеста ? безумие, смерть.

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях (?Нос?, ?Невский проспект?, ?Записки сумасшедшего?, ?Портрет?, ?Шинель?). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург ? город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, ?...кроме фонаря, все дышит обманом?. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, ? ?Записки сумасшедшего?. Герой произведения ?Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья ?его высокопревосходительству?, преисполненный величайшего уважения к директору. ?Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!? ? отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убот; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: ?Отчего я титулярный советник?? и ?почему именно титулярный советник??. Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так беспра

вен, почему ?что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам?. По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: ?Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня??. Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен ?крик самого Гоголя?.

?Записки сумасшедшего? - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания ?маленького человека?. Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести ?Шинель?. ?Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться?, - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: ?В одном департаменте служил один чиновник Башмач-кин -робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич ?ни одного слова не отвечал? и вел себя так, ?как будто бы никого и не было перед ним?, когда сослуживцы ?сыпали на голову ему бумажки?. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния

обратился к ?значительному лицу?. ?Значительное лицо? - обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию ?маленького человека?. Из кабинета ?значительного лица? Акакия Акакиевича ?вынесли почти без движения?. Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает ?сквернохульничать, произнося самые страшные слова?. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели ?со всех плеч, не разбирая чина и звания?. Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в ?Шинели? ?безжалостное издевательство над человеком?. Критик Апполон Григорьев ? ?любовь общую, мировую, христианскую?. А Чернышевский назвал Башмачника ?совершенным идиотом?.

Как в ?Записках сумасшедшего? нарушены границы разума и безумия, так и в ?Шинели? размыты границы жизни и смерти. И в ?Записках?, и в ?Шинели? в конечном итоге мы видим не просто ?маленького человека?, а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить ?маленького человека?, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.