SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Философия Древней Индии: основные школы (общая характеристика).


Главное отличие древнеиндийской философии и мировоззрения от Западной философии

в том, что она направлена на самосовершенствование человека (его внутреннего

мира), тогда как Западная философия – на изменение внешних условий существования

человека (через познание мира).

Главные учения:

- брахманизм

- джайнизм

- буддизм

- индуизм (веданта, йога)

- чарвака (материалисты)

1. Брахманизм

– главное учение индийской философии.

Основано на учении брахманов (жрецов), учивших по Ведам (собрание древних

священных книг и гимнов в честь богов – подобие Библии).

Философская часть Вед – Упанишады (сидеть рядом с учителем). Главное внимание в

них к человеку, к его нравственному совершен-ствованию (например, вопросы «Кто

мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?»).

В мире - два духовных начала (Брахман и Атман):

Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное

духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами;

Атман – индивидуальная душа человека («Я»), субъективное духовное начало.

Они противоположны друг другу (как объект и субъект) и одновременно тождественны

(слитны, едины) на высшем уровне развития субъективного «Я».

В этом диалектическая взаимосвязь, единство (тождество) мира и отдельного

человека («Я»).

Сансар (круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно перерождается и новое

рождение индивида обуславливается (определяется) законом Кармы (закон воздаяния

за содеянное).

Будущее человека (его новое состояние и сословие (варна) определяется его

поступками в прошлых жизнях. При плохих поступках он не только переходит в более

низшую касту, но его душа может переселиться даже в животного. То есть, судьба

человека зависит от его поведения. Это обычный для людей путь – «путь отцов»

(питръяна).

В.Высоцкий: «Кто верит в Магомета…».

Другой путь – истинный, это «путь Богов» (деваяна). Это достигается при помощи

постоянного нравственного совершенствования, освобождения от страстей (мокша),

аскетизма, осознании своего тождества с миром.

При этом душа человека (Атман) освобождается от бесконечного перерождения

(сансары), сливается с Брахманом и остается в нем навсегда, освобождаясь от

влияния Кармы (воздаяния).

Выводы: Жизнь человека есть бесконечная цепь перерождений, а истинная цель -

выйти из этой цепи (покинуть сансару), т.е. избавиться от земной жизни.

Поэтому человек должен быть нацелен на внутреннее самосовершенствование, а не на

изменение внешних условиях – природы и общества.

Поиск истины осуществляется не теоретическим познанием мира (эмпирическим или

рациональным), как в европейской философии, а нравственным совершенствованием

человека через аскетизм (воздержание, отказ от жизненных благ).

2. Джайнизм– 6 век до н.э. Основатель - Махавира Вардхамана (599-527 гг. до н.

э.)

Это учение о бытии личности.

Личность дуалистична и состоит из 2 частей: души и тела, которые связаны между

собою кармой (тонкой духовной материей, в отличие от кармы в брахманизме,

понимаемой как закон воздаяния). Душа, связанная кармой, постоянно странствует

и перерождается.

Два уровня существования:

А) Несовершенный: душа соединена с материей (телом) и страдает;

Б) Совершенный: душа освобождается от кармы и тела и находится в состоянии

нирваны блажен-ства.

Нирвана достигается праведной жизнью человека – аскетизмом (отстранение от

богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам). Лишь аскетизм

освобождает душу и прекращает ее перерождения.

Освобождение от кармы носит индивидуальный характер.

3. Индуизм Состоит из 6 систем (в т.ч. веданта, йога).

Всех их объединяет поиск путей искупления и выхода из круговорота сансары

(перерождения) и кармы.

1) Веданта – важнейшая система и философская основа индуизма.

Выход из бесконечного круговорота сансары (перерождения души) возможен только

путем познания истины о том, что подлинный, реальный мир – это абсолютный

духовный мир (Брахман) с которым соединяется душа (Атман), а не окружающий нас

материальный мир.

Главный путь к достижению этого знания (истины) – соблюдение нравственных норм и

медитация (интенсивное размышление над проблемами Вед).

2) Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) – школа практического

психологического обучения человека.

Правила психической тренировки (включают последовательные ступени):

- самонаблюдение

- овладение дыханием при определенных позах тела

- изоляция чувств от внешних воздействий

- концентрация мысли

- медитация

- состояние отторжения души от дела.

На последней ступени душа освобождается от тела, от перерождения (сансары) и

кармы.

Йога направлена на формирование высоконравст-венной личности.

4. Буддизм

Возник в VI веке до н.э. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда

– просветленный, пробужденный).

Главный вопрос – бытие личности.

В основе буддизма «четыре благородные исти-ны»:

1. Существование человека связано со страданием.

2. Причиной страданий - жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и

страсти к бесконечным перерождениям.

3. Освободиться от страдания (и перерождений) возможно только устранив ее

причину - жажду.

4. Для этого необходимо погасить желания путем отрешения от мирской суеты и

забот и погружением в медитацию.

Медитация (лат. медитацио – сосредоточенное размышление) – углубленная

сосредоточенность и отрешение от внешних объектов и внутренних переживаний.

В результате достигается состояние нирваны – высшее блаженство в виде

отрешенности от жизненных забот и желаний. При этом человек освобождается от

перерождений и сливается с Богом.

Главный принцип буддизма – терпимость (толерантность) – не причинение вреда

окружаю-щим

5. Чарвака– материалистическое учение (по имени ее основателя - Чарваки).

Отрицает идеалистическое учение Брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре

и карме).

Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля,

вода, огонь и воздух. Жизнь и сознание – производные от них.

Познание мира – только на основе чувственного восприятия (сенсуализма). А т.к.

чувства у каждого индивидуальны, то и нравственные нормы и истина у каждого

свои. Отрицание роли разума, интеллекта в познании.

Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Поэтому

надо наслаждаться жизнью (гедонизм – греч. Гедоне - наслаждение) и брать от нее

все, не обращая внимания на нравственные нормы.