SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

М. Вебер о власти, управлении и политики.


М .Вебер (В) о пробле-мах легитимации по-литической власти.По В, политика ? самост. рук-во. Гос-тво же В называет ?монополией легитимного насилия? (единств. источн. права на это насилие явл. само гос-во), из чего следует, что п-ка обя-зат. подразумевает принуждение. Чтобы гос-во существовало, люди должны подчи-няться авторитету. Сущ. 3 внутренних оправдания господства людей над людьми: 1) авторитет ?вечного вчерашнего?, традиций и нравов;2) авторитет компетентно-сти;3) авторитет лично-го дара, ?харизмы?. Для ч-ка, обладающего харизмой, управление -?призвание в его выс-шем выражении?. Ха-ризм. лидер призван рук-ть, люди подч. ему не из страха, обычая или установления, а из веры. Такие ?вожди? как явления характер-ны в основном для Запада. Любое господ-ство, как предприятие, требующее постоянно-го управления, нужда-ется, также, в установ-ке подчинения масс носителям легитимного насилия и средствах, дающих возможность применить это насилие, т.е. неких ин-тах при лидере, носящих ха-рактер штабов. Поли-тики, по мнению В, делятся на 1) политиков по слу-чаю (напр., все гражда-не гос-ва во время го-лосов.);2) проф. п-ков, к-рые делятся на тех, кто живет для п-ки, и тех, кто занимается п-кой, чтобы про-жить;3) п-ков ?по со-вместительству? (напр., члены советов, ф-щих по требованию. Проф. п-ки начали возникать много веков назад, когда князья боролись с сословиями, состоя-щими у них на службе. В этой борьбе князья опирались на полити-чески пригодные слои насел.: служителей церкви, ученых-гуманитариев, при-дворную знать, буржуа, рантье, юристов и ад-вокатов. Если гос-вом руководят проф. п-ки, в эконом. смысле живу-щие для нее, то мы имеем дело с ?плуто-кратическим? рекрути-рованием п-ких рук-щих слоев, то есть с тем типом господства, когда рук-щие посты занимают люди эконо-мической верхушки. Обратной связи здесь нет. На Западе с древн. времен типом п-кого вождя явл. демагог. В настоящее время к де-магогам добавились еще и журналисты, хотя общество считает последних своего рода ?париями?, а также парт. чиновники. С появлением п-ких пар-тий стало возможным существование ?про-слойки претендентов? на п-кую власть. Хотя структуры партий и различны, вожди со-ставляют себе свиту посредством свободной вербовки, и эта свита является его орудием для избрания на пост через контакты с мас-сами избирателей. Вся п-кая власть строго регламентирована, считает В, важную роль играет соц. кон-троль за индивидом. Обязанности и права в любой челов. общности равны. Его методоло-гия познания п-ки ? пример консерв. обос-нования господства одних классов над дру-гими. Согласно его мировоззр. установке, все ценности культуры Запада лежат в христи-анстве, что объясняет тот факт, что для него политическая культура Европы есть культура традиционного харизм. госп-ва. По этой же причине он положи-тельно относится к демократии, т.к. перед Богом все равны. Вебе-ровская концепция легитимности сводится к обоснованию непро-тиворечивости обязан-ностей и прав с помо-щью веры (убеждения) и, следовательно, бло-кирует реальные прти-воречия поведения индивидов. При ха-ризм. госп-ве победа приводит к увелич. личной власти. При легитим. госп-ве побе-да означает возмож-ность влиять на зако-нодат. процессы. Но правление может счи-таться правовым, если законодат. процесс под контролем политиков. Спецификой современ-ного гос-ва явл. то, что легитим. физич. наси-лие в нем монополизи-ровано, вещественные средства объединены в руках руководителей государства, сословные функционеры экспро-приированы, и на их место пришел союз гос-ва.