SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Понятие государст-ва, его сущность и исто-рические типы.


Гос-во ? основной ин-т ПС об-ва, создаваемый для орг-ции и управл. жизнью опр. населения на опр. тер-рии с по-мощью гос. власти, имеющей обязатель-ный хар-р для всех его граждан. Гос-во - это п-кая общность, состав-ляющими элементами к-рой явл. тер-рия, на-селение и власть. 1) Тер-рия - про-странств. основа гос-ва. Физич. основа ? одно из условий, делающих возможным существо-вание гос-ва. В конеч-ном сч?те без тер-рии гос-ва не существует, хотя она может изме-няться во времени. Тер-рия гос-в включ. зем-лю, недра, воздушное пространство и тер-риальн. воды; она не может быть сведена к т.н. тв?рдой земле. 2) Насел., т.е. чел-ское сооб-во, проживающ. на его тер-рии и подч. его власти. Нац. созна-ние предполагает ото-ждествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоцион. со-лидарных связей между лицами, принадлежащ. к одной нации. Насел. гос-ва может сост. из одного народа или быть многонац.. 3) Власть ? отношения госп-ва и подч., суще-ствующ. между п-кой Э и остальной частью об-ва. Итак, гос-во - это п-кая целостность, обра-зуем. нац-ной или мно-гонац-ной общностью, закрепл?н. на опр. тер-рии, где поддерж. юрид. порядок, уста-новлен. элитой, к-рая монополизирует инсти-туционализованную власть, обладая закон-ным правом примене-ния принуждения. В совр. п-гии сущ. 2 тен-денц. в понимании гос-ва: 1) отличается поло-жит. отношением гос-ва, признанием его пользы для общ-ва. 2) Взгляды на гос-во как на деспотич., угне-тающ. силу, кот. огра-нич. свободу и содей-ствует рабству. Напр., Т. Мор определял гос-во как заговор богатых против бедных. Другие п-ги отмечали, что гос-во есть зло, узурпация права на личное мне-ние , на индивидуаль-ное чел-кое сознание. Сен-Симон ? франц. утопист, критич. оцен. гос-во, в нем невежест-во, лень, страсть к ра-зорит. удовольств. со-ставляет удел главарей об-ва, а трудовые люди подч. им и исп-тся ими. К. Маркс ? считал гос-во аппаратом насилия, кот. создается эксплуа-таторским, эк-ки гос-подствующ. классом для сохран.я своего госп-ва. Анархисты ? считали необх. ликви-дац. гос-ва (М. Богунец) и переход к безгос. общ-ву сразу после социал. рев-ции. В отлич. от них, Маркс, а затем и Ленин счита-ли необх. сохран. гос-ва после соц. рев-ции в форме диктатуры про-летариата. Соц.-демократы ? выступа-ли против слома старой гос. машины, считали возможным исп-ть в целях всего об-ва. М. Вебер различал след. истор. типы гос-ва: 1) Монархия (власть по наследству) ? абсо-лют. (не огранич. пар-ламентом и констит.) и конституционная. 2) Республика (власть избирается) ? парлам., презид..