SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Театр средневековья. Светская драматургия (миракль, мистерия, моралите, фарс) Первые ростки нового реалистического направления связываются с именем трувера (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль (около 1238-1287) из французского города Арраса.Де Ла-Аль был страстно увлечен поэ- зией,музыкой и театром.Он жил в Париже и в Италии (при дворе Кар- ла Анжуйского) и получил довольно широкую известность как поэт,музыкант, драматург. В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое начало сочета- лось с сатирическим.В его произведениях были зачатки будущего театра Возрождения.Но на протяжении средних веков этот драматург не имел продолжателей.Жизнерадостность и вольная фантазия меркли под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости городов. Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла-Аль нашло свое продолжение в фарсах,героями которых были то ярмароч- ный зазывала,то врач-шарлатан,то циничный поводырь слепца.Однако жанр фарса достиг своего расцвета позже,в XV веке.В XIII же веке комедийная струя заглушалась театром миракля,тоже имевшим своей темой жизненные события,но обращенным к религии. Миракль. Само название миракль происходит от латинского слова "чудо".И действительно,все конфликты,порой очень остро отражавшие жизнен- ные противоречия,в этом жанре разрешались благодаря вмеща- тельству божественных сил-святого Николая,девы Марии и т.д.С те- чением времени эти пьесы,сохраняя религиозную морализацию,все ос- трее показывали произвол феодалов,силу темных страстей,владевших знатными и богатыми людьми.В первом из известных нам мирак- лей-"Игра о святом Николае" (1200)-в центре внимания было чу- до,совершенное святым для избавления христианина,попавшего в языческий плен,и история в него лишь отзвуком крестовых похо- дов.Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже общую картину кровавого века Столетней войны (1337-1453) и страшный портрет бессердечного феодала. Само время-XIV век,полный войн,народных волнений и бесчеловеч- ных расправ,-объясняет развитие такого противоречивого жанра,как миракль.С одной стороны,крестьянские массы брались за топоры,вос- ставали,с другой-подчинялись тяжелой жизни.Отсюда и элементы кри- тики,и религиозное чувство в мираклях. Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале-из жизни города,из жизни монастыря или средневекового замка.Разобла- чая притеснителей народа,миракль о Берте рисует в положительном свете тех людей из их среды,которые не подвержены порокам и страстям,присущим знати,и могут,попав в среду простых тружени- ков,быть среди них своими людьми. Двойственность миракля была связана с идеологической незрелос- тью городского бюргерства того времени.Не случайно миракль,начи- навшийся обычно с обличительного изображения действительнос- ти,всегда заканчивался компромиссом,актом раскаяния и проще- ния,что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями,ибо предполагало в каждом злодее возможного праведни- ка.Это устраивало и бюргерское сознание,и церковь. Мистерия. Время расцвета мистериального театра-XV-XVI века,время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий.Город уже в значительной мере преодолел феодальную зависимость,но еще не под- пал под власть абсолютного монарха.Мистерия и явилась выражением расцвета средневекового города,его культуры.Она выросла из так называемых "мимических мистерий"-городских процессий в честь ре- лигиозных праздников,в честь торжественных выездов королей.Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия,ис- пользующая ранний опыт средневекового театра. Представления мистерий организовывались не церковью,а городски- ми цехами и муниципалитетами.Авторами выступали деятели нового типа-ученые-богословы,юристы,врачи.Несмотря на то,что руководила постановками высшая буржуазия города,мистерии были массовым пло- щадным самодеятельным искусством.В представлениях участвовали сотни человек. Мистериальная драматургия разделяется на три цикла:"ветхозавет- ный",имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов;"новоза- ветный",рассказывающий историю рождения и воскресения Христа,и "апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития святых" и частично из мираклей о святых. Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 ты- сяч стихов,242 действующих лица) "Мистерия Ветхого завета",содер- жавшая 38 отдельных эпизодов.Ее главными героями были Бог,ангелы, Люцифер,Адам и Ева.В мистерии показывалось сотворение мира,вос- стание Люцифера против Бога,библейские чудеса. Мистерия раздвинула тематический диапозон средневекового теат- ра,накопила огромный сценический опыт,который был использован последующими жанрами средневековья. Исполнителем мистерии был городской люд.Отдельные эпизоды ог- ромного театрального представления исполнялись представителями различных городских цехов.При этом мистерия давала возможность каждой профессии проявить себя как можно полней. Мистерии развили театральную технику,утвердили в народе вкус к театру,подготовили некоторые особенности ренессансной драмы.Но к 1548 году мистериальным обществам,особенно широко распростране- ным во Франции,запрещают показ мистерий:слишком ощутимой стала критическая комедийная линия мистериального театра.Причина гибе- ли еще и в том,что она не получила поддержки со стороны но- вых,прогрессивных сил общества.Религиозное содержание отталкива- ло людей гуманистически настроенных,а площадная форма и критиче- кие элементы вызывали гонения церкви. Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней противоречивостью жанра.К тому же мистериальный театр потерял и свою организационную почву:королевская власть искореняет все го- родские вольности и запрещает цеховые союзы.Мистерия подвергает- ся резкой критике со стороны как католической церкви,так и рефор- мационного движения. Моралите. Реформационное движение (Реформация) развернулась в Европе в XVI в.Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой феодализма-католической церковью. Реформационное движение утверждает принцип "личного общения с Богом",принцип личной добродетели.В руках зажиточного бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских масс.Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр моралите.Он вырастает из мистерий,в которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозные фор- мы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен.Моралите освободило морализацию как от религиозных сюже- тов,так и от бытовых отвлечений и,обособившись,обрело стилевое единство и большую дидактическую направленность.Однако при этом были утеряны действенность постановки и жизненные черты персона- жей. Основным признаком моралите являлся аллегоризм.В пьесах дей- ствуют аллегорические персонажи,каждый из которых олицетворяет какой-то человеческий порок или добродетель.Эти персонажи лишены индивидуальных характеров,и даже реальные вещи в их руках прев- ращаются в символы.Столкновения героев строились соответственно борьбе двух начал:добра и зла,духа и тела.Этот конфликт чаще все- го изображался в виде противопоставления двух фигур,двух персона- жей,олицетворяющих собой доброе и злое начала,воздействующие на человека. Разумные люди идут по стезе добродетели,неразумные же становят- ся жертвами порока-эту основную дидактическую мысль утверждали на разные лады все моралите. Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты,профессора средневековых школ.В Нидерландах сочинением и постановкой морали- те занимались патриоты,борящиеся против испанского засилья.Их пьесы были полны современных политических намеков,за что авторы и актеры нередко преследовались. В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой ас- кетической морали:под воздействием новых общественных сил в нем проявлялось некоторое стремление к реализму.Противоречия жанра были признаком сближения с жизнью.В иных моралите уже можно было встретить мотивы социальной критики. Историческое значение аллегорического жанра было в том,что он внес в средневековую драматургию четкость,поставил перед театром задачу построения типического образа.Но,будучи во власти догмати- ческой морали,этот жанр не смог породить ничего значительного. Фарс. Площадной плебейский фарс выделяется в самостоятельный теат- ральный жанр со второй половины XV века.Однако он до этого про- шел долгий путь скрытого развития.Само название происходит от ла- тинского farta ("начинка").И действительно,устроители мистерий сплошь и рядом писали:"Здесь вставить фарс". Веселые масленичные представления и народные спектакли дают на- чало "дурацким корпорациям"-объединением мелких судебных чиновни- ков,разнообразной городской богемы,школяров,семинаристов.В XV в. шутовские общества распространяются по всей Европе.В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры-пара- ды их фарсовых представлений.В этих парадах высмеивались выступ- лениЯ епископов,словопрения судей,въезды королей в город.В ответ на это светские и духовные власти преследовали фарсеров,изгоняли их из горда,бросали в тюрьмы. Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к действительности.Он высмеивает солдат-мародеров,монахов-торгов- цев индульгенциями,чванливых дворян,скаредных купцов.Остро подме- ченные и обрисованные черты характеров несут сатирически заостре- ный жизненный материал. Главными принципами актерского искуства для фарсеров были ха- рактерность,доведенная до пародийной карикатуры,и динамизм,выра- жающий активность и жизнерадостность самих исполнителей. Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных ти- пов:ловкого городского молодчика,хвастливого солдата,хитрого слу- ги и т.п.Но при определенности сценических типов-масок была раз- вита и импровизация-следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией. Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от год в год становилась все плачевнее.Монархическая и церковная власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и на одну из форм его-фарсовый театр.В конце XVI-начале XVII в.под ударами властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров. Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра За- падной Европы.В Италии из фарса родилась комедия дель арте;в Испании-творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда;а Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд,в Герма- нии-Ганс Сакс;во Франции фарсовые традиции питали искусство ге- ниального Мольера.Именно фарс стал звеном между старым и новым театром. |